Детский сад с.Ниновка

Белгородская область, Новооскольский район, с.Ниновка, ул.Победы, д.95а

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

pedagog nastavnik

В этот возрастной период разворачивается сюжетно-отобразительная игра, в которой есть место и подражанию (чему учили), и отображению (что ребенок перенес в игру из окружающей жизни), и воображению. В ходе игры дети используют предметы-заместители. Развитие речи, предварительный игровой опыт положительно сказываются на развитии игры детей. Дети могут теперь длительно играть в воображаемом плане. Это огромный прорыв в развитии их мышления. У ребенка появляется четкий внутренний план, которому он будет целенаправленно следовать. Например: «Сейчас погуляю со своей собачкой и построю ей машину!» — говорит ребенок.  Разрозненные действия постепенно начинают выстраиваться в определенной последовательности, составляющей сюжет (ребенок сам отыскал необходимые предметы, сам приготовил кашу, накормил куклу и пошел с ней гулять). Налицо элементы планирования, разнообразные переходы от одного действия к другому, творческий подход к реализации собственного замысла. В игре предметные действия постепенно отходят на второй план. Теперь они используются как дополнительный материал с целью развертывания игрового действия с сюжетными игрушкамиусложнения сюжета (дети покатали зверушек в машине, а потом начали строить им большие и маленькие дома, ходить друг к другу в гости).

Руководство игрой направлено на развертывание сюжета, знакомого детям по сказкам, жизненному опыту (встреча Нового года, поездка зверей в гости к бабушке-медведице с корзинами подарков: шоколадками (каштаны), конфетами (желуди), тортом (сложенные стопочкой листики). В ходе показа или совместных игр воспитатель делает акцент на проявлении личностных качеств персонажей (радость, разделенная с друзьями, щедрость, умение прийти на помощь, выразить сочувствие и т.п.). Напоминая последовательность действий, взрослый опирается на личный опыт малышей, предлагает вспомнить, что и как нужно сделать, обращает внимание на игру товарищей. Косвенные вопросы к детям заменяются вопросами, побуждающими к размышлениям: «Может, зайка хочет гулять?» и проблемными ситуациями: «Проснулась Оля печальная. Может, она кушать захотела, а может, заболела?»

Усложняется оснащение игры. В помещении группы выделяются специальные игровые зоны: кухня, спальня, гостиная. В кухне ставят стол, большую плиту, буфет с набором чайного и столового сервизов. В гостиной —диван, кресло, зеркало, телевизор, телефон, торшер используются не только как атрибуты игры, но и как предметы для развития диалогической речи малышей. В шкаф кладут комплект постельного белья, пижамы, рубашки, шорты, брюки, кофты. Летом выкладывают косынки разной цветовой гаммы, панамки, кепки, зимой—варежки, шарфы, шапочки. На вешалки вешают демисезонное пальто, шубы. В уголок ряжения подбирают мужскую и женскую одежду на крючках, молниях, кнопках, пуговицах, завязках. На зеркальный столик кладут расческу, разнообразную «парфюмерию», ставят шкатулку с бусами, рядом располагают зонты, сумочки, корзиночки и портфели. Дети могут по своему усмотрению наряжаться папой, мамой, дедушкой, бабушкой или красивой тетей.

Только в самом конце третьего года жизни дети начинают осознавать свою принадлежность к тому или иному полу, а пока в игре они уточняют поведение взрослого, связанное с половой идентификацией и составленное на основе собственных наблюдений (папа, читающий на диване газету; мама, стирающая белье; тетя, собирающаяся в гости и т.д.). Теперь в игре ребенок может обойтись без помощи взрослого. Малыш самостоятельно занимается выбранной игрушкой. Она побуждает его к игре, а он осваивает ролевое поведение. По собственному замыслу ребенок долго и увлекательно играет с куклой, принимает на себя роль заботливой мамы, отражая реальные события из собственной жизни. Кукле он отводит роль малыша (по сути роль самого себя), ухаживает за дочкой (сыном). Играя, малыш копирует поведение мамы: поучает, принимая характерные позы (скрещивает на груди руки, упирает их в бока и др.), порой ворчит на ребенка. Действуя и говоря за взрослого, малыш оставляет дочку (сына) в бездействии (ему еще трудно посмотреть на себя со стороны). Себя он называет собственным именем: «Коля тебя искупает!» или, если подскажет взрослый, может сказать: «Папа тебя искупает!» Развернуть сюжет вокруг взятой на себя роли без взрослого ребенок пока еще не может.

Взрослый помогает малышу осознать воображаемую ситуацию, обогащает ее, наделяя кукол яркими чертами: у каждой свое имя, свои пристрастия, наклонности, черты характера. В играх-показах взрослый знакомит ребенка с ролевым поведением папы, бабушки, дедушки и др., а также самого малыша. В совместных играх взрослый берет на себя ту или иную роль, например, деда, который надевает очки, ремонтирует стул, советуется с ребенком, что еще отремонтировать, чем помочь маме или бабушке по дому и т. п. Или взрослый берет на себя роль радушной тетушки, которая ведет ребенка и куклу в кафе. В другой раз он вступает в игру в качестве второй дочки и говорит за двоих: «Мама, мы хотим танцевать, играй нам на пианино!» Подробно рассказывает о своих радостных ощущениях от танцев, говорит от имени куклы, тем самым обогащая представления ребенка. Он заводит разговор с играющим ребенком с целью развития его дальнейших действий: «Как ты красиво наряжаешь свою Танюшку! У нее день рождения? А что ты ей подаришь? А кого вы пригласите? А меня пригласите? Что вы приготовили?» и т. п. Так постепенно малыш учится осознавать ролевые позиции, а взрослый помогает ему в этом: «Ты заботливая мама!» Приобретая игровой опыт, принимая воображаемую игровую позицию, у ребенка появляется устойчивая игровая мотивация. Теперь он может сам предварительно наметить замысел («Пойдем гулять в парк!»), отобрать необходимые атрибуты, воспользоваться предметами-заместителями (кегли — бутылочки с соком, колпачок — мороженое и т.п.), оценить результат («Все взяли? Пойдем!»).

Теперь задача взрослого — постепенно расширять круг знакомства детей с социальными ролями. Так, он одну за другой обыгрывает роль доктора, продавца, шофера, парикмахера, строителя. В игровом помещении появляются предметы, приближенные к реальным: стетоскоп для доктора, руль для шофера, весы для продавца, ножницы и расческа для парикмахера. В уголке ряжения воспитатель вешает белый халат, шапочку, в ящик стола кладет набор для парикмахера или сумочку для доктора, в которой есть все необходимое: градусник, вата, бинт, зеленка, йод. Но без помощи родителей воспитателю не обойтись. Они могут подробно рассказать ребенку о своей работе, сводить его к месту, где строится дом, рассказать о профессиях строителей (шофер, крановщик и др.), показать разные машины, обратить внимание на работу продавца, парикмахера и т. п. И воспитатель, и родители читают детям рассказы о ярких событиях из профессиональной деятельности взрослых. Родители после посещения поликлиники, магазина, почты и др. уточняют, что делают взрослые, какие предметы они используют в процессе работы. Понять профессиональные действия взрослых помогает игра в лото «Кому что нужно?», «Кто что делает?» и т. п. Например, знакомя детей с профессией врача, воспитатель берет на себя роль доктора и лечит куклу-дочку: измеряет температуру, осматривает, выслушивает, заглядывает в рот, уши, смазывает рану йодом, бинтует, может вызвать «Скорую помощь» и т.д. Взрослый подробно рассказывает детям о профессиональных действиях доктора. В следующий раз воспитатель расспрашивает маму (ребенка), чем заболел сын, что он пил, ел, как гулял, спал и т. п. Своей заинтересованностью он удерживает внимание ребенка, помогает ему осознать ролевое поведение. По предложению взрослого роли могут меняться. Теперь взрослый и кукла — пациенты, а ребенок выполняет роль врача. Ребенок-«доктор» может растеряться и перейти к однообразным действиям. Тогда взрослый вопросами, подробными обсуждениями состояния дочки помогает ребенку развивать сюжетную канву, накапливать социальный опыт.

После посещения ребенком поликлиники для обогащения сюжетной игры можно побеседовать с ним на эту тему (с кем ходил в поликлинику, что там делал, с кем познакомился и т. п.). Детям нравится отвечать на такие вопросы, как: «Не боишься ли ты ходить к врачу? Слушал ли тебя доктор? Показывал ли ты язык?» и т. п. Взрослый может сам рассказать о том, чем он болел, как его лечили и т. п. При знакомстве детей с профессией шофера можно попросить родителей накануне рассказать малышу о том, как нелегко водить машину, как много всего надо знать и т. п. В группе дети могут послушать увлекательный рассказ о шофере, рассмотреть соответствующую картину, принять участие в ее обсуждении. Взрослый все время находится в центре игры. Если он чуть отвлекается, дети теряют интерес к игре и расходятся. Таким образом, дети младше 2 лет 6 месяцев пока еще не могут самостоятельно выполнять социальные роли. Им легче даются роли близких взрослых. Игровые действия детей ограничиваются подражаниями взрослому, их ролевое поведение неустойчиво.

Трудности развития ролевого поведения у детей младше 2 лет 6 месяцев объясняются несколькими объективными причинами:

  • отсутствием социального опыта;
  • затруднениями, связанными с необходимостью в ходе игры выполнять действия и за себя, и за куклу-партнера;
  • трудностями в общении (ребенок может говорить только за себя).

Во второй половине третьего года жизни дети легко оперируют предметами-игрушками, активно развивается их речь, воображение, творчество, наглядно-образное мышление. Ребенок по собственной инициативе вступает в разговор с окружающими, высказывает собственные суждения, оперирует понятиями. Например, планируя игру, девочка обращается к кукле: «Сейчас сварю кашу, покормлю и пойдем играть». Подводит итоги собственных действий: «Взяли соску, бутылочку, теперь уходим гулять!» Взрослый предлагает детям и другой вариант развития игры, в которой действуют партнеры-сверстники. Сначала дети выполняют одинаковые роли (оба ребенка кормят своих дочек), подражают действиям друг друга, перекидываются отдельными фразами. Затем они начинают договариваться о распределении ролей. Один ребенок готовит обед и кормит дочку, говорит и от своего лица, и от лица куклы, другой купает и укладывает дочку спать. Вскоре дети уже могут распределять роли между собой и одновременно выполнять разные действия. Например, ожидая прихода гостей, один ребенок готовит обед, другой наряжает дочку-куклу.

Игровые ситуации без игрушек даются детям труднее. Например, дети договариваются, что папа пойдет в магазин, а мама будет готовить обед, и на этом игра заканчивается. Трудность перехода к сюжетно-ролевой игре обусловлена следующими обстоятельствами:

  • разным уровнем развития игровых действий детей. Распределить роли им помогает взрослый.

Например: Алиса-мама прихорашивается перед зеркалом, берет сумку, листы бумаги (деньги), 2 шпателя (ключи) и уходит в магазин за покупками. Рома-папа берет портфель и топчется на месте. Взрослый спрашивает: «Куда ты собрался?» Рома отвечает: «На работу», — и уходит следом за Алисой в магазин.

  • разным уровнем развития взаимоотношений.

Например: Лена обращается к Сереже, который сидит на стуле: «Давай, ты будешь царем, а я буду плясать». Сережа соглашается. Лена пляшет, напевая: «Ля-ляля!» Чуть погодя мальчик встает со стула, намереваясь уйти. «Царь, ты куда?» — удивляется девочка и слышит в ответ: «На работу!»

Сюжетно-ролевая игра (Н.Я. Михайленко) осуществляется на уровне управления, поскольку в ней происходит не только обмен действиями, но и построение определенных отношений, чем дети первых лет жизни еще не владеют. Вслед за взрослым дети часто говорят, что пойдут на работу, но где она находится, и чем они там будут заниматься, ответить затрудняются. Исключение составляют те малыши, в опыте которых есть игровые взаимоотношения со старшими детьми (в семье, во дворе и т. п.). Стойкие представления о профессии отмечаются у детей конца третьего — начала четвертого года жизни, которые длительное время вплотную соприкасаются со взрослым той или иной профессии.

Таким образом, умение детей развертывать сюжет игры, наличие внутреннего плана действий, развитие произвольности, воображения, начал творчества, а также первые проявления наглядно-образного мышления готовят малышей к переходу к следующему виду деятельности — к сюжетно-ролевой игре.

Об уровне развития сюжетной игры детей третьего года жизни свидетельствуют следующие показатели:

  • овладение сюжетно-отобразительной игрой;
  • наличие ролевого поведения, воображения и творчества;
  • наличие в игре элементов планирования, разнообразных переходов от одного действия к другому.

Ведущий способ игрового действия в этом возрасте — отображение с элементами подражания и широким привлечением предметов-заместителей.

Источник: https://www.bsu.edu.ru

544834519l1k1fnrnjW665

 

Понимая, что игра творческая и самостоятельная деятельность детей, педагоги так же четко осознают необходимость развития игровых умений детей при участии взрослых. Только в этом случаи игры детей интересны, многообразны, а игровая деятельность выполняет роль ведущей деятельности в развитии детей в этот возрастной период. Вместе с тем, влияние взрослого должно быть тактичным, корректным, вызывающим у детей положительные эмоции. Приемы развития игры можно условно разделить на две группы: приемы косвенного воздействия и приемы прямого руководства развитием игровых умений и навыков.

Прямые педагогические приемы: ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, показ образца игрового действия, предложение готового сюжета игры, предложение готовой темы игры, совет по ходу игры, разъяснение, беседа о содержании предстоящей игры, о распределении в ней ролей, помощь (в распределении ролей; подборе игрушек, атрибутов и т.п.), обучение ролевому поведению и т.д. Перечисленные приемы руководства дают возможность целенаправленно влиять на содержание игры, взаимоотношения детей в игре, поведение играющих и т.д.

Приемы косвенного воздействия на ход детских игр (без непосредственного вмешательства в игру) очень разнообразны: обогащение знаний детей об окружающей общественной жизни (на занятиях, во время наблюдений на прогулке, в разговорах с детьми, беседах, при чтении книг, рассматривании картин, иллюстраций и т.д.); формирование знаний о структуре конкретной игровой деятельности (ее цели, средства, последовательность действий, результат, взаимодействие и взаимоотношение людей в процессе труда, распределение между ними обязанностей); внесение игрушек и создание игровой обстановки; напоминание о прошлых играх детей, о том, что они видели; организация изобразительной, трудовой, конструктивной деятельности, которая может подтолкнуть к игре и т.д. 

При выборе методов и приемов развития сюжетно-ролевой игры необходимо учитывать, что по мере роста активности и самостоятельности детей нужно больше использовать косвенных приемов. Чем младше дети, тем больше педагог внимания уделяет организации игры. С.А. Шмаков, рассматривая основные принципы организации игры педагогом, выделил ряд принципов, соблюдение которых обеспечивает реализацию игрой присущих ей функций.

К этим принципам он отнес:

- отсутствие принуждения любой формы при включении детей в игру (авторитаризм противоречит сущности игры, важно поддерживать взаимоуважение, предполагать только добровольное вовлечение детей в игру);

 - принцип развития игровой динамики (реализуется через правила игр, она стимулируют развитие сюжета, его динамику; важно поощрять игровую инициативу, которая дает динамику игре);

 - принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей в игре, снятие моментов, провоцирующих конфликты, расширение игровых аксессуаров, проведение тренингов на неудачи, обогащение репертуара детских игр и др.);

- принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности (являясь «ускорителем» многих процессов развития детей, игра должна отступать на второй план в деятельности, которая ценна сама по себе – труд, экспериментирование; в ДОУ – игра средство перехода к другой деятельности);

- принцип перехода от простейших игр к более сложным (задержка ребенка в сфере одномерных, простых игр опасна, необходимо движение к более сложным моделям игр, которые помогают реализовать себя, устанавливать контакты и др.).

Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова сформулировали принципы организации сюжетной игры в ДОУ.

Принципы организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ

  1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он должен занять позицию «умеющего интересно играть», эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя равным, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу.
  2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
  3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
  4. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Источник: https://www.bsu.edu.ru

544834519l1k1fnrnjW665

 

 

 

Специальная работа воспитателя, направленная на развитие у детей процессуальной игры, предполагает использование разнообразных методических приемов. Организуя игру с сюжетными игрушками, он должен учитывать возраст ребенка, его желание и умение играть. Чем он младше, тем больше доля участия взрослого в его игре. Если малыш впервые пришел в ясли и совсем не умеет играть, инициатива в организации игры полностью принадлежит взрослому. С помощью сюжетных игрушек он вовлекает ребенка в воображаемую ситуацию (производит игровые действия с куклой, разговаривает с ней, обращается к нему от имени куклы), побуждает малыша воспроизвести то или иное действие, например, обращаясь к нему от имени куклы: «Я хочу спать, положи меня в кроватку». Если ребенок принимает игровую инициативу взрослого и начинает сам совершать игровые действия, воспитатель поддерживает и поощряет его.

Вовлечению ребенка в воображаемую ситуацию могут способствовать не только специально организованные игры, но и обыгрывание любых предметных действий. Например, если он катает машинку, ему можно предложить покатать на ней зайку, если перекладывает с места на место мишку или ковыряет его глаза, можно посочувствовать медвежонку, у которого «заболели глазки», и показать малышу, как закапать мишке капельки. Таким образом, любое действие с предметами можно преобразовать в условное, в действие «понарошку». В игру даже с самыми маленькими детьми можно включать чисто условные действия «с отсутствующим предметом»: протянуть кукле пустую щепотку, объясняя, что это конфета. Ребенок с удовольствием повторит это. Первые игровые действия могут быть обращены не только на игрушки, но и адресоваться к взрослому, сверстнику, самому ребенку. Малыши очень любят, когда взрослый просит их «покормить» его, сразу же переносят это действие на себя, затем на куклу, на другого ребенка, который оказывается рядом и т.д. Можно по очереди смотреться в зеркальце, причесывать друг друга, «сделать укол». Выполнение таких действий забавляет детей, разнообразит игру.

По мере зарождения у ребенка интереса к процессуальным играм, принятия им воображаемых ситуаций, предлагаемых взрослым, появления первых самостоятельных игровых действий, в задачи воспитателя входит обогащение игрового опыта ребенка. Для этого можно использовать различные приемы.

Поддержка игровой инициативы ребенка. Воспитатель поощряет и подхватывает любое действие малыша: «Молодец, как хорошо ты кормишь дочку!», «Давай я налью молочка, а ты ее попоишь». Таким образом, он поддерживает и помогает продлить игру, а затем дает ребенку возможность продолжить ее самостоятельно.

Увеличение числа персонажей игры, стимулирование речевого общения с ними. Часто, усвоив первые игровые действия, дети выполняют их только с теми игрушками, с которыми играл взрослый, например, кормят только одну куклу. Поэтому нужно стимулировать игру ребенка с разными персонажами: большими и маленькими куклами, пупсиками, собачками, мишками и пр., что способствует обобщению игровых действий, их разнообразию. Речевое сопровождение игры значительно расширяет ее возможности, позволяет перевести предметные действия с сюжетными игрушками в план общения с персонажами игры, открывает возможности построения диалогов между партнерами, планирования игры, создания полнокровного, детализированного образа-роли и замещение предмета.

Расширение круга игровых предметов и действий. Играя вместе с ребенком, подключаясь к его действиям, воспитатель наводящими вопросами, предложениями стимулирует малыша на использование или на поиск необходимых игрушек. Тем самым обогащается состав игровых действий. С помощью разнообразных сюжетных игрушек малыш начинает расширять свои представления об окружающем мире, о том, что и как делают взрослые; его игра становится более содержательной и интересной.

Обогащение игровых сюжетов. Смена сюжетов также благоприятствует увеличению длительности игры, делает ее более интересной. Отображая в игре различные житейские ситуации, ребенок вступает во все более сложные ролевые взаимоотношения с игровыми персонажами: выступает в роли заботливой мамы, врача, парикмахера, продавца, строителя, машиниста и пр. Реализация сюжетов подразумевает расширение круга предметов, с помощью которых он «играет роль», подражая действиям взрослых.

Выстраивание последовательности игровых действий. Чтобы игра была более содержательной, важно с самого начала помогать малышу «строить» ее как целостную ситуацию, в которой все действия взаимосвязаны и осуществляются в некоторой логической последовательности. Воспитатель помогает ему выстраивать цепочки из ряда последовательных игровых действий, с помощью словесного обозначения фиксирует переходы от одной группы действий к другой («давай сначала сварим кашку, а потом покормим Лялю»), завершение каждого этапа игры («суп сварился», «куклы погуляли»). Такой способ помогает ребенку лучше осознать смысл своих действий, учиться планировать их, развивать игровой сюжет.

Введение в игру предметов-заместителей значительно расширяет ее горизонты, делает более интересной, содержательной, творческой. Имея под рукой предметы-заместители, легко превратить крышку от банки в зеркальце, веревочку в червячка или змейку, ленточку в дорогу или речку, палочку — в мостик или лодочку, камушки — в конфетки и т.п. С каждым из таких волшебно преобразованных предметов можно организовать небольшие игровые эпизоды. Когда малыш начинает самостоятельно пользоваться замещениями, взрослому бывает достаточно лишь косвенного обращения к нему для стимуляции игровых действий.

Подготовка к принятию роли. Собственно ролевое поведение в игре с сюжетными игрушками появляется лишь в конце раннего возраста, однако закладывать его основы следует уже на втором году жизни. Самым естественным для детей способом «вхождения в роль» являются игры-забавы. Стимулируют ролевое поведение и авторские стихи, написанные для самых маленьких. К ходе таких игр движения ребенка и взрослого изображают действия персонажей, а сопровождающие их стишки выражают их эмоциональное состояние и объясняют смысл игры. Хорошим приемом стимуляции ролевого поведения является сравнение ребенка с детенышами животных, побуждение к подражанию их движениям и звукам. Ролевое поведение стимулируют также игры, в которых дети могут изображать предметы живой и неживой природы, предметы рукотворного мира (снежинки, цветочки, самолет, пароход и т.д.). Имитация движений и звуков стимулирует создание образов-представлений, которые ложатся в основу формирования ролевого поведения. В такие игры хорошо играть с несколькими детьми. Стимуляцию ролевого поведения можно также осуществлять путем игровой интерпретации обычных действий ребенка, придания им игрового смысла: «Давай, Даша, ты будешь спать как медвежонок, крепко-крепко, сейчас я тебя накрою одеяльцем, будто ты в берлоге», «А ты, Денис, будешь спать как котенок? Мур-мур, мяу, спи мой котик, мой малыш» и т.д.

На третьем году дети начинают принимать на себя роль взрослого, а также распределять роли между персонажами игры. В этом возрасте малыш способен соотнести свои действия с действиями взрослого, называя себя его именем («Катя — мама», «Саша — папа», «кукла — дочка»). Однако создавать условия для принятия ребенком ролевого поведения можно начинать гораздо раньше, поначалу лишь ограничиваясь комментариями к игровым действиям малыша, увязывая их с ролью. Например, воспитатель говорит девочке, играющей с куклой: «Как ты, Леночка, хорошо укачиваешь лялю, как мама. Ты — мама, а кукла — дочка». Другим приемом является принятие взрослым на себя роли, называние роли персонажа по ходу совместной игры с ребенком. Например, воспитатель говорит: «Я — мама, а это — мой сыночек  или «Я — доктор, а это — больной» и обращается к персонажу: «Сыночек, пора купаться» или «Больной, вам нужно сделать укол». Персонажем таких игр может стать и сам ребенок. В этом случае воспитатель называет себя мамой, а ребенка дочкой или сыночком. Если малыш уже умеет брать на себя некоторые роли в ходе совместной игры со взрослым, тот может предложить ему поменяться ролями. В процессе таких игр ребенок постепенно осваивает разные ролевые отношения, учится строить диалоги, общаться с партнером по игре.

Источник: https://www.bsu.edu.ru

544834519l1k1fnrnjW665

 

 

 

 

Групповая комната должна быть оснащена разными видами игрушек.

Один из них — реалистические игрушки, воспроизводящие облик людей, животных, черты реальных предметов; например, куклы с ресницами, закрывающимися глазами и подвижными частями тела, посуда и мебель, включающие; подробные составляющие их детали, например, плита с конфорками и открывающейся духовкой и пр.

Другой вид игрушек — прототипические — лишь условно воспроизводящие детали предмета, например, кукла с нарисованным лицом или плита, на которой нарисованы конфорки и духовка.

Третий вид игрушек — предметы-заместители, не имеющие сходства с реальными вещами, но удобные для использования в условном значении. В качестве заместителей могут использоваться палочки, кубики, шарики, колечки от пирамидки, детали конструкторов, камушки, пуговицы, ракушки, скорлупки от грецких орехов, пустые фигурные катушки и пр. Их лучше хранить в коробке неподалеку от уголка с сюжетными игрушками, чтобы ребенок не тратил много времени на их поиски и не отвлекался от игры.

Непременным атрибутом сюжетных игр являются куклы. Они должны быть в достаточном количестве, разных размеров и материалов (пластмассовые, резиновые, тряпичные, вязаные и пр.), с подвижными частями тела. Больших кукол удобно кормить и причесывать, но трудно держать в руках, купать и баюкать. Кукол-голышей удобно купать, пеленать. Хорошо, если куклы будут иметь разную мимику. Желательно также, чтобы в группе были куклы, несущие отличительные черты народов (имели характерные черты лица, цвет кожи, одежду). Для разыгрывания различных сюжетов необходимы куклы, представляющие профессию: врача, милиционера, пожарного, повара, клоуна, космонавта, гонщика, куклы-солдатики и др.

Помимо этого у детей должны быть игрушечные животные (кошечки, собачки, медведи), птицы (курочка, петушок) и пр., сделанные из разных материалов, имеющие разные размеры и яркую окраску.

Источник: https://www.bsu.edu.ru

544834519l1k1fnrnjW665

Принципы конструирования предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка. 

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:

  • содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
  • трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
  • полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
  • доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
  • безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарно- эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.

Источник: https://www.bsu.edu.ru

544834519l1k1fnrnjW665

Содержание развивающей предметной среды должно удовлетворять потребностям актуального и перспективного развития детей. Жизненное пространство в группе должно давать им возможность одновременно свободно заниматься разными видами деятельности, не мешая друг другу. Этому способствует зонирование групповой комнаты и спальни. Некоторые зоны могут быть отделены одна от другой перегородками с ячейками, нишами (например, зона сюжетных игр может быть отделена от зоны для подвижных игр для того, чтобы дети не отвлекались и не мешали друг другу). При этом каждая должна быть хорошо освещена. Зонирование помещения помогает ребенку вы брать для себя привлекательное занятие и сохранить устойчивый интерес к нему благодаря соответствующим игрушкам, не отвлекаясь на другие виды деятельности.

В групповом помещении могут быть организованы следующие зоны для:

  • приема пищи и занятий (столики со стульчиками);
  • развития движений;
  • сюжетных игр;
  • игр со строительным материалом;
  • игр с машинками;
  • изобразительной деятельности;
  • музыкальных занятий;
  • чтения и рассматривания иллюстраций;
  • игр с песком и водой;
  • отдыха (уголок уединения);
  • уголка природы.

В спальне можно оборудовать уголок для «отдыха» кукол, поставить небольшую низкую вешалку для одежды, предназначенной для «ряжения» детей. Желательно, чтобы расположение зон способствовало плавному переходу от одной деятельности к другой. Например, зона для игр со строительным материалом может соседствовать с зоной сюжетных игр (таким образом, ребенок, играя с сюжетными игрушками, может взять расположенные неподалеку кубики и построить домик и дорожку для кукол).

В отдельном месте (в шкафу или на открытой полке) хранятся папки с детскими рисунками, альбомы с групповыми и семейными фотографиями. Воспитатели время от времени рассматривают их вместе с детьми.

Создание полноценной развивающей среды не связано напрямую с финансовыми возможностями детского учреждения. Групповое помещение не обязательно должно быть оснащено дорогостоящими игрушками и оборудованием. Эффективный педагогический процесс может быть организован при рациональном использовании самых скромных финансовых средств. Разностороннему развитию ребенка может способствовать не только игровой и дидактический материал фабричного производства, но и изготовленный самостоятельно педагогами и родителями. Главное — чтобы игрушки и материалы соответствовали возрасту детей, были адекватны целям развития и находились в свободном доступе.

Источник: https://www.bsu.edu.ru

544834519l1k1fnrnjW665

 

 

 

 

 

 

Вы здесь: Главная Страница педагога