Степени тяжести адаптации
- Подробности
Адаптация – целостный, системный процесс. А потому, говоря об адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению, психологи выделяют фазы (этапы) прохождения адаптационного процесса:
Характер и особенности течения первых двух периодов позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести. В ряде научных работ выделяются следующие виды адаптации: легкая, средней тяжести и тяжелая. При этом для детей дошкольного возраста основными параметрами установления тяжести течения адаптационного периода являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций. Период легкой адаптации длится 1–2 недели. У ребенка постепенно нормализуется сон и аппетит, восстанавливается эмоциональное состояние и интерес к окружающему миру, налаживаются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Отношения с близкими людьми не нарушаются, ребенок достаточно активен, но не возбужден. Он спокойнее начинает относиться к ритуалам прощания, быстро отвлекается. Снижение защитных сил организма выражено незначительно, и к концу второй-третьей недели они восстанавливаются. Острых заболеваний не возникает. Во время адаптации средней тяжести нарушения в поведении и общем состоянии ребенка выражены ярче, привыкание к условиям детского сада длится дольше. Сон и аппетит восстанавливаются только через 20–40 дней, настроение неустойчиво, в течение месяца значительно снижается активность малыша: может плакать периодами в течение дня, малоподвижен, не проявляет интереса к игрушкам, отказывается от занятий, практически не разговаривает. Эти изменения могут длиться до полутора месяцев. Отношение к близким –эмоциональное и возбужденное, при расставании с родителями может проявлять сильный эмоциональный всплеск; отношение к детям, в большей степени, безразличное, но может быть и заинтересованным; отношение к окружающим взрослым, в основном, избирательное. Отчетливо выражены изменения в деятельности вегетативной нервной системы: это могут быть функциональное нарушение стула, бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, могут усилиться проявления экссудативного диатеза. Особенно ярко эти проявления отмечаются перед началом заболевания, которое протекает, как правило, в форме острой респираторной инфекции. Ребенок может болеть до двух раз в месяц, но не более десяти дней, как правило, без осложнений. Вес, в основном, не изменяется или несколько снижается на короткое время. Особую тревогу взрослых вызывает состояние тяжелой адаптации. Ребенок начинает длительно и тяжело болеть, одно заболевание почти без перерыва сменяет другое, защитные силы организма подорваны и уже не выполняют свою роль. Другой вариант тяжелого протекания адаптационного периода – неадекватное поведение ребенка, которое граничит с невротическим состоянием. Аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды или невротическая рвота при попытке накормить ребенка. Ребенок плохо засыпает, вскрикивает и плачет во сне, просыпается со слезами; сон чуткий и короткий. Во время бодрствования ребенок подавлен и безучастен, равнодушен ко всему, избегает других детей, не реагирует на предложения воспитателей, или, наоборот, ведет себя агрессивно, бурно выражает свой протест против новых условий криком, капризами, истериками, разбрасывает предлагаемые ему игрушки. Улучшение его состояния происходит очень медленно — в течение нескольких месяцев. Темпы его развития замедляются по всем направлениям. |
Виды адаптации
- Подробности
Адаптация детей к условиям детского сада
- Подробности
Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между возможностями личности и требованиями среды. К.Л. Печора, изучая процесс адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению, указала, что в период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у ребенка младшего дошкольного возраста защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя и др. Поэтому в нашей работе мы будем рассматривать адаптацию ребёнка к условиям детского сада как процесс активного приспособления к новым условиям с сохранением способности его организма к полноценному развитию.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Ребёнок с первых дней жизни в домашних условиях привыкает к определённому режиму, способу кормления, к семейному микроклимату и установленным способам общения с ним. В соответствии с данным ритмом жизни и требованиями окружающих его взрослых у ребёнка вырабатываются определённые привычки и навыки, стиль поведения. Поступление в детское учреждение, приводит к изменению целого ряда сложившихся привычек, перестройке сформированного стереотипа в режиме сна и питания, приёмов воспитания, характера общения со взрослыми. Возможности приспосабливаться у ребенка младшего дошкольного возраста ограничены. Процесс адаптации к новым условиям не у всех детей проходит легко и быстро. Он требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребёнка данного возраста является трудной задачей. Зачастую у детей младшего дошкольного возраста в этот период происходит нарушение аппетита, сна, эмоционального состояния, и, как правило, низкая сопротивляемость к заболеваниям. Остановимся подробнее на перечисленных выше параметрах:
|
Формирование личности дошкольника
- Подробности
|
https://studopedia.ru/2_85117_lektsiya--doshkolniy-vozrast.html
Развитие речи дошкольников
- Подробности
На протяжении всего дошкольного детства растет словарный запас ребенка: по сравнению с ранним детством словарь увеличивается в три раза. Если к 3 годам нормально развитый ребенок употребляет до 500 слов, а понимает около 1500, то 6-летний ребенок знает от 3000 до 7000 слов и активно использует около 2000. Но в то же время особенно видны индивидуальные различия, обусловленные условиями обучения и воспитания ребенка. Словарь ребенка включает все части речи, он умеет правильно склонять и спрягать. В период дошкольного детства ребенок овладевает морфологической системой родного языка, осваивает сложные предложения, союзы, распространенные суффиксы (для обозначения пола, детенышей, в качестве уменьшительных и т.д.). Дети любят игры со словами, процесс словообразования, ритмизацию и рифмовку слов. Влияние наглядно-образного мышления заметно и здесь: за каждым словообразованием ребенок видит реальный объект: так, если взрослая особь — большое животное, то его детеныши — маленькие, и ребенок пользуется суффиксом для уменьшения; но если взрослое животное — маленькое, то для него нужда в суффиксе отпадает: «лось»—«лосик», «слон»—«слонишка», «муха»—«тоже муха» и т.д. Дошкольный возраст чрезвычайно восприимчив к языку и речи. Ребенок испытывает интерес не только к значениям, но и к звуковой форме слов: рифмует, распевает слова, часто забывая об их смысле. На 5-м году отчетливо заметны попытки осмысления значений слов и объяснения их этимологии: «город»—«горы», «деревья»—«деревня», «Хомяково»— «потому что там хомяков много водится» и т.д. В дошкольном возрасте продолжает развиваться фонематический слух: дети хорошо различают слова, отличающиеся хотя бы одним звуком, но производить звуковой анализ слова ребенок еще не может без специального обучения. Вместе с тем при обучении действию подчеркнутого протягивания отдельных звуков к 5—6 годам могут с такой задачей справиться без труда. Практически дети речью овладевают успешно, но осознание самой речевой действительности и словесного состава речи значительно отстает. Поэтому дошкольники в процессе общения ориентируются не столько на словесный состав речи, сколько на предметную ситуацию, которая и определяет понимание. Для овладения грамотой нужно осознать словесный состав речи. Без специального обучения дети относятся к предложению как к единому смысловому целому, комплексу, обозначающему целостные ситуации, события, действия (именно так появляется «синий дым Китая [в синей дымке тая]», «шире окна раскрывай — в каждом доме ночевай [нынче Май]»), а при просьбе назвать первое слово предложения ребенок повторяет все предложение. Если ребенка учить читать, то постепенно приходит и осознание словесного строя речи. В дошкольном возрасте дети осваивают и общение как функцию речи. Они много говорят, спрашивают, сопровождают речью свои действия. Речь младшего дошкольника во многом ситуативна — возникает по поводу конкретной ситуации, в которую включены и взрослый, и ребенок. Поэтому такая речь свернута (выпадают подлежащие, они заменяются местоимениями; наречия и словесные шаблоны не уточняют содержания; много указаний типа «там» и т.д.), хотя и понятна участникам общения. Под влиянием взрослых ребенок осваивает контекстную речь, требующую построения речевого контекста, независимого от конкретной наглядной ситуации. Но даже умея ею пользоваться, дошкольник продолжает употреблять ситуативную речь. Контекстная речь полностью заменит ситуативную только при обучении, но и у взрослых ситуативная речь присутствует в конкретных наглядных ситуациях. В дошкольном возрасте появляется и так называемая объяснительная речь, возникающая в совместной деятельности, когда нужно передать содержание и правила игры, разъяснить, как устроена игрушка, и т.д. Объяснительная речь еще более развернутая, чем контекстная, требует определенной последовательности изложения, выделения главного, указания связей и отношений в ситуации, которые собеседник должен понять. Но у дошкольников этот тип речи только начинает развиваться, поэтому они и сами толком ничего объяснить не могут, и объяснения взрослого с трудом дослушивают до конца. Важная функция речи состоит в регуляции и планировании деятельности. Выполнять ее речь начинает в связи с тем, что сливается с мышлением ребенка. И еще одна особенность речевого развития подмечена в исследованиях Ж. Пиаже: при решении задач в игре появляется много слов, которые будто бы никому не адресованы. Частично это эмоциональные восклицания, выражающие отношение ребенка к происходящему, частично — слова, обозначающие действия и их результаты. Эта речь обращена к себе самому и называется эгоцентрической — она предваряет и направляет деятельность ребенка. На протяжении всего дошкольного возраста эта речь идет на убыль, подвергается интериоризации, превращается во внутреннюю и в этой форме сохраняет свою планирующую функцию. Таким образом, эгоцентрическая речь является промежуточной ступенью, переходной формой между внешней и внутренней речью ребенка. |
https://studopedia.ru/2_85117_lektsiya--doshkolniy-vozrast.html
Развитие внимания, памяти, воображения
- Подробности
|
https://studopedia.ru/2_85117_lektsiya--doshkolniy-vozrast.html