Детский сад с.Ниновка

Белгородская область, Новооскольский район, с.Ниновка, ул.Победы, д.95а

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

pedagog nastavnik

 im4  Сценарий праздника 8 марта
 im4  Сценарий праздника "Салют Победы"
 im4  Сценарий праздника Троицы
 im4  Сценарий развлечения "Репка"
   

544834519l1k1fnrnjW665

 Музыкотерапия  дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса.  Музыкотерапия как использование музыки в качестве фактора воздействия на ребенка включает такие направления, как вокалотерапия (пение), музыкотерапия в движениях (танцы, музыкально-ритмические игры) и другие. 

Получению положительных эмоций и приобретению уверенности способствуют совместные игры-имитации под музыку, в которых используются:

  1. Образы зверей и птиц. Дети подражают их действиям, передают образы взрослых  животных и их детенышей, пытаются воспроизвести в мимике характер и настроение животных. Например, маленькая быстрая мышка.
  2. Смена эмоциональных и физических состояний. Например: кошка играет, засыпает, просыпается, потягивается; медвежата играют, ссорятся, мирятся.
  3. Состояния природы. Дети изображают, как летят листья, качаются деревья; цветок растет, тянется к солнышку, распускается.

С помощью такого музыкального игрового взаимодействия с детьми педагог может помочь каждому ребенку быстрее войти в новый образ жизни, обеспечить эмоциональное благополучие. Дети с удовольствием участвовуют в них. Самый простой способ организации таких игр – повтор ребенком движений взрослого. Педагог выступает ведущим в игре-имитации, а ребенок, наблюдая за ним, и пытается копировать. Основой для двигательных импровизаций послужит обычный набор выразительных движений: шаги, прыжки, жесты, мимика, движения корпуса, перемещения в пространстве помещения. К примеру, в игре «Веселые зайчата», воспитатель в роли мамы-зайчихи приглашает зайчат с ней поиграть, повеселиться.  Не все дети сразу решают принять участие в игре. Но увидев, как весело играющим, становятся увереннее, постепенно присоединяясь к игре. Ритмическая упорядоченность движений дает положительные эмоции, дети в процессе игрового общения испытывают радость от совместной деятельности, и осознания своих способностей. В игре «Лесная тропинка» нужно передать в движениях общий характер музыки, связать пластику движений с музыкальным звучанием. Воспитатель приглашает детей на прогулку в воображаемый лес. Показав им тропинку, по которой пробегает много разных зверей, просит изобразить того, которого подскажет музыка.Такие совместные игры-имитации  направлены, прежде всего, на развитие у каждого ребенка ощущения эмоционального благополучия. Это ощущение у ребенка связано со способностью к естественным, свободным, координированным движениям. Музыка слагается из трех элементов: мелодии, гармонии и ритма. Это гармоничное сочетание инструментальных или вокальных звуков с предназначением действовать на чувства человека. И потому особое внимание надо уделять подбору мелодий и звуков, с помощью которых возможно оказывать положительное воздействие на ребенка. Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения можно применять благотворное влияние мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн, журчание ручейка). 

544834519l1k1fnrnjW665

 Цветотерапия (хромотерапия) основана на воздействии цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие. Важно помнить, что каждый цвет имеет свою психофизиологическую характеристику. Психофизиологический механизм восприятия цвета – явление сложное. Действие цвета на человека замечено давно: цвет влияет на все его физиологические системы, активизируя или подавляя их деятельность. Цвет способен вызывать различные эмоциональные реакции и мысли: он может успокаивать или волновать, радовать или угнетать. Цвет может вызывать чувство теплоты и холода, бодрости и усталости, стимулировать зрение, мозг, нервы. И. Гёте писал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют». Он замечал, что различные цвета вызывают разные «душевные настроения». В настоящее время установлено, что состав  цветового спектра делят на три части: длинноволновую (красный, оранжевый и оранжево-желтый), средневолновую (желтый, зеленый и частично голубой), коротковолновую (голубой, синий, фиолетовый). Цвета длинноволновой части спектра оказывают возбуждающее и стимулирующее воздействие, а цвета коротковолновой части – успокаивающее или угнетающее воздействие. Наиболее благоприятно влияют цвета средней части спектра. Группа фиолетовых и пурпурных цветов оказывает беспокоящее и раздражающее влияние.

Рассмотрим влияние цветов более подробно:

Голубой цвет создает впечатление небесной дали, вызывая у человека ощущение чистоты, свободы, ясности, спокойствия и умиротворения. Он способствует снижению артериального давления, благотворно влияет на общее состояние.

Зеленый цвет – это цвет природы. Он хорошо действует на нервную систему, успокаивает глаза, придает ощущение свежести, ясности и покоя.

Красный цвет возбуждающий, горячий, энергичный и жизнерадостный. Он имеет самую длинную волну, стимулирующе влияет на мозг и вызывает эмоциональные реакции. Но зачастую становится причиной напряжения, возбуждения. Может вызывать необоснованную тревогу, повышать артериальное давление, учащать дыхание и даже сердцебиение.

Оранжевый цвет может вызывать радость, некоторое возбуждение. Он способствует улучшению пищеварения и ускорению тока крови.

Желтый цвет благотворно влияет на умственную деятельность, способствует повышению активности. Стимулирует зрение, мозг, нервы, успокаивает некоторые нервные состояния, создает веселость, способствует общительности.

Синий цвет, как правило, способствует развитию состояния настороженности. Это так называемый строгий цвет. Однако некоторые исследователи считают, что ярко-синий цвет может умиротворяюще действовать на психику.

Фиолетовый цвет при физическом и психологическом переутомлении может вызывать раздражительность, дополнительную усталость, испуг. Он способен возбуждать деятельность органов дыхания и сердца.

Итак, многолетние наблюдения и практический опыт показали, что цвет служит мощным стимулятором эмоционального и физического благополучия человека. При умелом использовании цвет благотворно влияет на людей независимо от возраста. Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот – активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма. А ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются.

Поэтому целесообразно использовать специальный световой стол с песком. В его дно вмонтирована светодиодная подсветка, позволяющая проецировать изнутри различные световые эффекты, дополняющие рисунки на песке. Можно менять оттенки цветов подсветки (красный, синий, зелёный, желтый), их яркость, последовательность. Рисование на песке позволит ребёнку ощутить и выразить свои мысли и чувства, освободиться от переживаний. Подбирая оттенки цветов с учетом индивидуальных и психологических особенностей ребенка, можно в определенной мере управлять его активностью, ведь рисунки отображают переживания и настроение. Например, с раздражительностью хорошо справится с зеленый цвет.  Он является наиболее благоприятным, снижая зрительное напряжение, отдаляет наступление утомления. А с помощью подсветки красного цвета, можно избавиться от апатии, пробудить у ребенка активность. Однако старайтесь избегать долгого соприкосновения с данным цветом, т.к. иногда он способен вызвать нервное раздражение и даже агрессию. 

544834519l1k1fnrnjW665

В качестве средства снижения эмоционального напряжения в период адаптации используют песочную терапию. Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известна с давних времен. Идея «терапии песком» была предложена швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии.  А русский педагог и писатель К.Д. Ушинский утверждал: «Самая лучшая игрушка для детей  – кучка песка». Песочная терапия представляет собой один из видов арт-терапии и сейчас очень актуальна в работе с детьми дошкольного возраста. Игры с песком снижают уровень нервно-психического напряжения, способствуют возникновению положительных эмоций, дают приятные ощущения, развивают различные рецепторы и являются эффективным способом снятия адаптационного стресса у детей. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.  Как только дети видят песок, у них возникает естественное желание погрузить в него руки, ощутить прохладу, пропустить его между пальцев, и в результате негативные эмоции «уходят сквозь песок». Податливость песка будит желание созидать. Ребенок, играя в песке, один сюжет меняет на другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения  достигается состояние душевного равновесия    

Игры с песком гармонично и интенсивно развивают мелкую моторику и тактильно-кинестетическую чувствительность ребенка как основу «ручного интеллекта». Кроме того, во время таких игр развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем поспособствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков детей. То есть это очень органичный для ребенка способ не только исследовать мир, но и выстраивать отношения –  способ привычный, хорошо знакомый. Ведь не секрет, что первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице у дома. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются задачи развития коммуникативных навыков, т.е. умения правильно общаться.

Например, чтобы снизить психофизическое напряжение детей можно использовать  игру «Здравствуй, песок!» Попросить детей поздороваться с песком любыми понравившимися способами: дотронуться до песка пальцами поочередно одной, потом другой руки, затем двух рук одновременно; сжать кулачки с песком и медленно высыпать его в песочницу; дотронуться до песка всей ладошкой; перетереть песок между ладонями. Предлагали описать свои ощущения: песок теплый, холодный, шершавый, влажный, сухой и т.д.

Игра «Песочный дождик» способствует  регуляции мышечного напряжения, расслаблению. Начиная игру, воспитатель предлагает показать детям песочный дождь. Они сидят с закрытыми глазами, положив ладошки на поднос с песком. Воспитатель сыпет песок поочередно на ладонь левой или правой руки. Ребенок называет её. Потом дети ссыпают песок из своего кулачка в формочку, на свою ладонь, на ладонь взрослого.

Интересно наблюдать детям, как сыплется песок в игре «Песочные художества». Для этого надо сделать конус из картона, оставив отверстие в его вершине и привязав к его краям веревочки. На этих веревочках заполненный песком конус, слегка раскачиваясь, делает узоры струйкой песка.

Сегодня появилась альтернатива обычному песку – это «космический песок». По своим свойствам он значительно отличается от того, который насыпают в песочницу. Космический песок создал российский производитель  как аналог зарубежного кинетического материала. Он схож и по свойствам и по внешнему виду с кинетическим песком из Швеции. В его составе большую часть (около 98%) составляет обычный кварцевый песок. К нему добавлено 2% полимерного связывающего вещества, которое производитель называет «космической магией». Это вещество придает массе пластичность и другие особые свойства. В то же время данный инновационный материал полностью безвреден для ребенка. В нем нет токсинов и не способны развиваться бактерии. Еще одно основное достоинство – длительный срок годности (3 года). Космический песок напоминает влажный морской песок, но имеет удивительные качества:

– он лепится, как мокрый песок и рассыпается, как сухой;

– пластичный и пористый;

– легко поддается лепке, легко собирается, удобен в хранении.

Играть с таким песком интересно и просто. Сначала для создания творческого настроя, можно дать детям  возможность подержать новый сыпучий материал в руках. Объяснить, что с ним можно по-разному манипулировать: пересыпать из одной руки в другую или с места на место совочком, рисовать линии, лепить разные фигурки. В последующие дни можно предложить детям множество вариантов игр с ним. Например, лепить из него разнообразные фигурки; оставлять на нем следы ладоней, предметов, штампов и др.; искать в песке «клад»; рисовать на нем палочкой; вырезать маленькие фигурки и считать их; сравнивать плоские и объемные изображения.

Поскольку помимо классического светло-коричневого песка в продаже есть данный материал голубого, желтого, фиолетового, розового и зеленого цвета, то в процессе игры дети могут соединять космический песок разного цвета, создавая при этом другие оригинальные оттенки и новые цвета. 

544834519l1k1fnrnjW665

1) Необходимым условием успешной адаптации является подготовка ребенка родителями

Во-первых, необходимо с первых дней жизни ребенка укреплять его здоровье, приучать к режиму дня, одевать в соответствии с сезоном и температурой воздуха. Не перегревать, не кутать, использовать для закаливания организма такие природные факторы, как вода и свежий воздух.

Во-вторых, непосредственно готовить ребенка к поступлению в детский сад следует начинать за 1-2 месяца. Известно, что уже с первых дней жизни у ребенка в семье формируются привычки и привязанности, определенное поведение, в основе которого лежит динамический стереотип, т.е. система определенных ответных реакций организма на последовательно действующие на него раздражители. К двум-трем годам стереотип поведения ребенка становится довольно устойчивым. При поступлении в детский сад привычные условия жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер общения) меняются. Это требует от ребенка перестройки ранее сложившегося стереотипа поведения, что является очень трудной задачей и приводит к негативным реакциям. Поэтому все коррекции следует провести в домашних условиях, делать это постепенно, оберегая нервную систему будущего дошкольника от переутомления. Задачи этого этапа – сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни. Распорядок дня ребенка дома необходимо привести в соответствие с режимом дошкольного учреждения. Если в семье дети спят, едят, гуляют в другое время, они с трудом привыкают к распорядку дня детского сада. Выполнение режима дня, соответствующего возрасту ребенка, имеет важное значение для состояния его здоровья и уравновешенного поведения. Привычка к соблюдению режима дня помогает ребенку быстрее освоиться при поступлении в детский сад, облегчает привыкание к новым условиям. Родителям нужно уделить внимание и рациону питания. Рекомендуется заранее ознакомиться с меню детского сада и готовить ребенку дома подобные блюда, это также облегчит ему привыкание.

В-третьих, необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности. Нередко дети трехлетнего возраста приходят в детский сад, не умея самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться, пользоваться носовым платком и т.п. Не во всех семьях уделяется достаточное внимание формированию указанных привычек и навыков. Между тем, для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания. Ребенок, умеющий есть, раздеваться в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии.

В-четвертых, взрослым необходимо сформировать положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. О поступлении в детский сад следует говорить с ребенком как о желанном, радостном событии.        И все это лишь первое условие успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к детскому саду.

2) Не менее важным условием успешной адаптации ребенка является согласованность действий родителей и воспитателей. Так, первую неделю ребенок приходит в детский сад накормленным и остается в группе в течение 2-3 часов в присутствии мамы. Затем мама предупреждает малыша, что она ненадолго отойдет. Постепенно время отсутствия мамы увеличивается, и ребенок остается в группе на 2-3 часа уже без мамы. Время его пребывания в детском саду увеличивается в течение месяца. И чем скорее будет установлено единство воспитания в дошкольном учреждении и в семье, чем больше подходы к ребенку будут соответствовать его индивидуальным особенностям, тем скорее и безболезненнее будет процесс его привыкания к новым условиям. Поведение ребенка под влиянием сложившихся привычек носит индивидуальный характер. Если он не умеет есть самостоятельно, то в детском саду будет отказываться от еды, ждать, чтобы его накормили. Если не привык спать без укачивания – будет плакать; не привык, чтобы ему завязывали фартук перед едой, а в детском саду ему завязали, – тоже плакать и т.д. Незнание привычек ребенка значительно осложняет работу воспитателя. Поэтому родителям необходимо рассказать воспитателю об особенностях развития ребенка, о вредных привычках, о его сне, аппетите, любимой игрушке и т.д. Всей этой информацией воспитатель воспользуется, учитывая индивидуальные особенности новенького и зная, чем его легче всего отвлечь, успокоить, каким игровым материалом заинтересовать, каким ласковым именем назвать. В период адаптации временно сохраняются привычные для ребенка способы кормления, укладывания спать и др. Нельзя требовать от ребенка, чтобы он сразу отказался от той или иной привычки, ведь такое требование он не в состоянии выполнить. Это ухудшит его состояние, снизит возможность адаптации, приведет к заболеванию. Опора на знакомое в новой обстановке помогает ребенку обрести спокойствие, не отчаиваться в непривычных для него условиях.  В результате, единые подходы родителей и педагогов, в том числе организация распорядка дня позволят создать здоровую обстановку для формирования эмоционально уравновешенного поведения ребенка и успешной адаптации к условиям дошкольного учреждения.

 

 Влияние на успешность прохождения ребенком адаптационного периода оказывают некоторые факторы и условия. Рассмотрим их подробно.
  1. Возраст ребенка. Тяжелая адаптация наблюдается у детей от трех лет, когда наиболее активно осуществляется формирование личностных качеств; психика становится особенно ранимой и чувствительной к отягощающим развитие обстоятельствам.
  2. Состояние здоровья и уровень развития ребенка. Длительно и сложно протекает процесс адаптации у ослабленных детей, страдающих различными заболеваниями. В начальный период адаптации у них возникают обострения хронического заболевания, ОРЗ или ОРВИ. Эти заболевания, по мнению А.С. Русакова, бывают связаны не только с тем, что в каждой микросреде имеется своя «микроинфекция» и ребенок должен выработать иммунитет к ней, но и еще с одним фактором: у ребенка возрастает чувствительность ко всем воздействиям окружающей среды. Повышенная чувствительность обусловлена необходимостью того, чтобы организм ребенка «не пропустил» ничего нового, к чему нужно будет приспособиться в дальнейшем. Здоровый, хорошо развитый ребенок обладает большей функциональной активностью всех систем организма, в том числе и системы адаптационных механизмов. Он легче справляется с любыми трудностями и изменениями привычного режима жизни. Но и здоровые дети, поступая в дошкольное образовательное учреждение, вскоре заболевают, что, по мнению Д.Н. Исаева, А.С. Русакова, является защитной реакцией организма. Авторы отмечают, что пребывание ребенка в ситуации, требующей максимальной мобилизации его защитных сил, не дает возможности для формирования новых механизмов саморегуляции. В результате, не выдерживая стресса, бессознательно стремясь уйти от травмирующей ситуации, ребенок заболевает и возвращается в привычную домашнюю обстановку. «Уход в болезнь» закончится в тот момент, когда ребенок окончательно приспособившись к дошкольному учреждению, почувствует себя в безопасной и привычной обстановке.
  3. Факторы риска биологического и социального анамнеза. Данная группа факторов особенно важна при определении прогноза адаптации детей. К биологическим факторам относят токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложненные роды. Очень часто патология беременности и родов, а также состояние ребенка в первые месяцы жизни отражаются на его физическом состоянии, замедляя темп развития функциональной активности всех систем.      

К социальным факторам относят:

1) условия жизни в семье, стиль общения с ребенком, соблюдение режима дня (они определяют развитие функциональной активности мозга ребенка, формирование умений и навыков, личностных качеств, соответствующих возрасту);

2) опыт общения ребенка со сверстниками и взрослыми.

Основными объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются: глубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение, соответствующая возрасту прибавка в весе.

 

Вы здесь: Главная Страница педагога