Виртуальная гостиная
Ребенку первых лет жизни интересны все предметы, попадающие в поле его зрения, и действия взрослого с ними. Он во всем хочет походить на взрослых, поэтому демонстрируемые ими действия малыш старается выполнять точно так же, с интересом и желанием включаясь в выполнение режимных процессов.
Режимные процессы занимают довольно много времени на протяжении каждого из отрезков бодрствования малышей. Существуют особые периоды в развитии ребенка (их называют сензитивными периодами), когда он направляет свою энергию в русло какой-либо деятельности. Для детей раннего возраста сензитивным является период, начиная с конца первого — начала второго года жизни, когда они стремятся к самостоятельности при выполнении действий по самообслуживанию. Однако действия малышей еще неуклюжи, деятельность растянута по времени, желания приходят в несоответствие с возможностями, в результате наступает разочарование. Поэтому взрослый должен быть всегда рядом, чтобы вовремя помочь, научить, ободрить. Обучение действиям по самообслуживанию — трудоемкий процесс, который занимает не одну неделю и даже не один месяц. В домашних условиях активность малыша нередко пресекается. Взрослым кажется, что лучше быстрее самим накормить и одеть ребенка, чтобы не терять время зря. Ребенок бунтует, отказывается от еды, прогулки и др. Со временем он начинает покорно подчиняться взрослому, интерес к действиям по самообслуживанию угасает, уступая место другим интересам. Когда же взрослые спохватываются и начинают требовать от ребенка самостоятельных действий, они встречают стойкое сопротивление: «Корми сама!», «Не хочу сам одеваться!» и т.п. Ломка сложившегося стереотипа нелегко дается как ребенку, так и взрослому. Зная это, следует с конца первого года жизни приучать ребенка к самообслуживанию, способствуя формированию таких его личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, активность. Для того чтобы детям было комфортно, следует создать соответствующую среду:
Поведение детей носит непроизвольный характер. Например, если в небольшое помещение приемной вывести сразу всех детей, им будет дискомфортно, так как они не выносят скученности. Одни малыши начнут громко смеяться, толкать товарищей, другие будут с интересом, а кто и с настороженностью оглядываться по сторонам, не слыша и не видя взрослого. Очень трудно успокоить всех детей сразу. В связи с этим в работе с детьми первых лет жизни используется принцип постепенности, когда к какому-либо режимному процессу воспитатель привлекает небольшую группу малышей. В этом случае взрослый видит каждого ребенка и может уделить ему максимум внимания. Дети заняты делом, спокойны, слушают взрослого, осваивают необходимые навыки, получают новые знания. Подгруппы детей воспитатель формирует по определенному принципу, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, уровень сформированности умений. Поработав с одной подгруппой, педагог приглашает следующую. Успешное проведение режимных процессов связано с соблюдением следующих условий:
К концу второго года жизни дети демонстрируют немало самостоятельных умений: самостоятельно едят густую и жидкую пишу ложкой, раздеваются с небольшой помощью взрослого (снимают ботинки, шапку), надевают некоторые предметы одежды. Методические приемы
Каждый режимный процесс — это определенного вида ритуал, цепочка необходимых действий, которые должны проводиться одно за другим в четкой последовательности, иначе нельзя достичь результата. Например, чтобы вымыть руки, ребенок с помощью взрослого засучивает рукава, затем подставляет руки под струю воды, учится намыливать их. Воспитатель показывает, как круговыми движениями намыливать руки мылом, а потом тщательно смывать его. Затем ребенок под контролем взрослого снимает с крючка свое полотенце, с помощью воспитателя учится насухо вытирать руки, вешать полотенце на место. Так воспитывается самостоятельность и аккуратность малышей. Взрослый учит ребенка опрятности: останавливает малыша у зеркала, вместе с ним поправляет одежду, причесывает волосы. После того как малыш убедится, что в его внешнем виде все в порядке, он выходит из ванной комнаты. Многократные повторения одних и тех же действий в строго определенном порядке помогают малышу запомнить последовательность их выполнения, вырабатывают динамический стереотип, который со временем позволит ребенку выполнять эти действия автоматически. В процессе взаимодействия со взрослым ребенок учится владеть собой, управлять собственным поведением, то есть тренирует собственную произвольность, хотя не всегда справляется со спонтанными импульсами. Начиная мыть руки, он может забыть, зачем это делает, и перевести свои действия в план игровых (пытается брызгать воду на соседа, энергично трет язык). Взрослый старается предотвратить нежелательные действия малыша, перевести их в русло продуктивных, следит за правильностью их выполнения. Недопустимо раздражаться по поводу отвлечения, медлительности ребенка, чтобы не закрепить у него отрицательного отношения к режимному процессу. Частые напоминания взрослого о необходимости следить за чистотой рук и лица, посещать туалетную комнату, пользоваться личным полотенцем, расческой, носовым платком способствуют формированию у детей опрятности и аккуратности. Приход и уход детей — очень важные моменты для ребенка и его родителей. Утром малышам бывает трудно переключиться на другую обстановку, расставаться с мамой. Вечером некоторые дети, увлеченные игрой, не хотят уходить домой, расставаться с воспитателем, друзьями или игрушкой. Взрослые должны стремиться сгладить эти моменты, сделать их приятными для малыша. Если воспитатель при встрече ежедневно проявляет индивидуальное внимание каждой семье, ласково приветствует ребенка, ободряет,— это помогает снять напряженность ситуации, делает ее менее тревожной. Родители и воспитатели должны при встрече обменяться информацией о том, как малыш спал, ел, в каком пребывал настроений и т.п. Это позволит взрослым адекватно учесть состояние малыша, соответствующим образом изменить распорядок дня. Например, ребенок не хочет расставаться с игрушкой, с которой играл в и. время, когда за ним пришли, отказывается прекращать и игру, игнорируя маму. Воспитатель может предложить ей поиграть вместе с ребенком, взять игрушку с собой. Если выяснится, что малыш плохо ел в яслях, родители предложат ему ужин пораньше. Ласково прощаясь с ребенком, воспитатель готовит его к завтрашней встрече: «До свидания, Катенька! Завтра придешь, будем играть снова. До завтра!» Питание. Дети первых лет жизни только начинают осваивать социально полезные умения, действия их нескоординированны. Они могут нечаянно толкнуть тарелку, пролить суп, испачкать одежду и искренне расстроиться по этому поводу, даже потерять аппетит. Для того чтобы этого не случилось, детей сажают за стол без скатерти, на плоском блюдце подают маленькие кусочки хлеба, каждому справа кладут ложку и салфетку, чтобы еда не попадала за воротник. Как только ребенок сел за стол, перед ним ставят тарелку с едой. Умение есть аккуратно, не зависит от возраста малыша. В процессе еды взрослый должен учить детей наклоняться над тарелкой, правильно держать ложку, по мере надобности вытирать рот салфеткой. Спустя некоторое время, отмечая явные успехи того или иного ребенка, можно постепенно отказаться от клеенчатой салфетки. Пример одних детей положительно сказывается на остальных: каждый старается есть аккуратно. Детям, которые едят аккуратно, можно разрешить положить матерчатую салфетку на стол, рядом с тарелкой, и пользоваться ею по напоминанию, а затем и самостоятельно, по мере надобности (приблизительно к 2 годам 6 месяцам). К концу третьего года жизни дети могут самостоятельно или по напоминанию взрослого пользоваться бумажными салфетками. Конец обеда предполагает выполнение детьми ряда последовательных действий. Воспитатель учит малышей этой последовательности, каждый раз напоминает о ней, применяя разные приемы, отмечает достижения каждого. Поощрение взрослого имеет огромное значение для малыша. Ребенок еще не в состоянии оценить свои действия самостоятельно, он смотрит на себя глазами взрослого. Чем чаще ребенок слышит похвалу в свой адрес, тем больше удовлетворяется его притязательность на признание. Организация питания Правильно организованный процесс питания способствует хорошему усвоению пищи. - Предварительно дети убирают игрушки, моют руки. - Столы расставляются так, чтобы детям было удобно садиться и вставать. - Создание спокойной обстановки перед едой (подвижные игры, другие виды активной деятельности детей, необходимо заканчивать за 30 мин. до приема пищи). - Сервировка стола. Выявление причин плохого аппетита детей А) состояние здоровья. Б) невосприимчивость к какой-то пищи. В) незнакомое блюдо. Поведение педагога
Высаживание на горшок. Детей второго года жизни обязательно высаживают на горшок, при выходе на прогулку и возвращении с нее, перед сном и после пробуждения (если ребенок встал сухой). Детям третьего года жизни, не настаивая, начинают предлагать посетить туалетную комнату после прогулки, перед обедом и после сна. Подготовка ко сну.
Например: воспитатель обращает внимание детей на то, как аккуратно Оля сняла платье и майку, повесила одежду на спинку стула, затем поставила туфельки под стул, а колготки положила на сиденье. Пример сверстника и оценка его действий взрослым гораздо больше впечатляют детей, чем просто инструкция.
В процессе обучения навыкам самообслуживания открываются широкие возможности для развития внимания, памяти, мышления детей. Следует обогащать их знания об окружающем мире, расширять объем пассивного и активного словаря. С этой целью можно предложить детям сравнить одежду и обувь друг друга (по цвету, величине), обогащая тактильные ощущения, погладить шубу, шерстяную варежку; объяснить малышам, чем отличается зимняя и летняя одежда. Во время обеда воспитатель может спросить у детей, как называется первое блюдо, вместе выяснить, из чего оно приготовлено, что они едят с котлетой, уточнить вкусовые ощущения по поводу третьего блюда; пояснить, для чего нужна чайная ложка, блюдце и др. Малыши учатся ориентироваться в помещениях группы и запоминать назначение подсобных помещений. При проведении режимных процессов у детей воспитывают навыки культуры поведения: их учат не шуметь за столом, не мешать товарищам, не выходить из-за стола с непрожеванной пищей во рту; пользоваться только личными вещами (полотенце, носовой платок и т.п.), знать свое место за столом, свою кровать. Малыши еще не в состоянии осмыслить многие правила и нормы поведения, но в дальнейшем они будут стараться поступать в соответствии с ними. Для закрепления новых навыков следует использовать игру, например, во время кормления куклы нужно вытирать ей рот салфеткой, при укладывании куклы спать — напоминать малышу, в какой последовательности снимают одежду. Овладевая первыми навыкам самостоятельности, аккуратности и опрятности при самообслуживании, ребенок становится инициативным, уверенным, легче вступает в контакт с окружающими, с удовольствием демонстрирует собственные умения, по просьбе взрослого помогает товарищам. Меняется и характер побуждения детской активности. Первоначальное подражательное желание (сделать, как воспитатель) под педагогическим воздействием превращается в продуктивную цель (сделать хорошо). Дети постепенно переходят от простого подражания к результативному действию. Такие качественные изменения становятся возможны лишь при педагогически грамотном руководстве всех взрослых, принимающих участие в жизни малышей. Со временем изменяются и методы руководства взрослого деятельностью детей. В начале учебного года воспитатель, демонстрируя то или иное действие, - обращал внимание на каждого воспитанника, - обучал новым умениям, действуя рукой ребенка, - поощрял действия по подражанию, - поддерживая его активность поощрительными словами, улыбкой. К середине года взрослый уже действует словом, подсказывает, направляет действия малыша, иногда включается в совместные с ним действия. В конце года при условии относительно высокого уровня развития детской самостоятельности воспитатель может словом руководить деятельностью малышей. Со временем дети становятся способны подчинять свое поведение требованиям взрослого. Действия по речевой инструкции теперь опираются не на наглядность, а на содержание высказываний взрослого, а затем — на его кратко сформулированное предложение: «Собираемся на прогулку!» Этого достаточно, чтобы дети убрали игрушки, принесли свою одежду и начали одеваться (это свидетельствует о развитии произвольности в их поведении, наглядно-образного мышления). Эти новообразования делают возможным осознание и переживание каждым ребенком собственной значимости, чувства гордости за свое достижение («Я могу сам!»), что символизирует рождение личности малыша. |
Источник: https://www.bsu.edu.ru