Детский сад с.Ниновка

Белгородская область, Новооскольский район, с.Ниновка, ул.Победы, д.95а

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

pedagog nastavnik

 Цветотерапия (хромотерапия) основана на воздействии цветовой гаммы на психоэмоциональное состояние дошкольника, на его самочувствие. Важно помнить, что каждый цвет имеет свою психофизиологическую характеристику. Психофизиологический механизм восприятия цвета – явление сложное. Действие цвета на человека замечено давно: цвет влияет на все его физиологические системы, активизируя или подавляя их деятельность. Цвет способен вызывать различные эмоциональные реакции и мысли: он может успокаивать или волновать, радовать или угнетать. Цвет может вызывать чувство теплоты и холода, бодрости и усталости, стимулировать зрение, мозг, нервы. И. Гёте писал: «Цвета действуют на душу: они могут вызывать чувства, пробуждать эмоции и мысли, которые нас успокаивают или волнуют, печалят или радуют». Он замечал, что различные цвета вызывают разные «душевные настроения». В настоящее время установлено, что состав  цветового спектра делят на три части: длинноволновую (красный, оранжевый и оранжево-желтый), средневолновую (желтый, зеленый и частично голубой), коротковолновую (голубой, синий, фиолетовый). Цвета длинноволновой части спектра оказывают возбуждающее и стимулирующее воздействие, а цвета коротковолновой части – успокаивающее или угнетающее воздействие. Наиболее благоприятно влияют цвета средней части спектра. Группа фиолетовых и пурпурных цветов оказывает беспокоящее и раздражающее влияние.

Рассмотрим влияние цветов более подробно:

Голубой цвет создает впечатление небесной дали, вызывая у человека ощущение чистоты, свободы, ясности, спокойствия и умиротворения. Он способствует снижению артериального давления, благотворно влияет на общее состояние.

Зеленый цвет – это цвет природы. Он хорошо действует на нервную систему, успокаивает глаза, придает ощущение свежести, ясности и покоя.

Красный цвет возбуждающий, горячий, энергичный и жизнерадостный. Он имеет самую длинную волну, стимулирующе влияет на мозг и вызывает эмоциональные реакции. Но зачастую становится причиной напряжения, возбуждения. Может вызывать необоснованную тревогу, повышать артериальное давление, учащать дыхание и даже сердцебиение.

Оранжевый цвет может вызывать радость, некоторое возбуждение. Он способствует улучшению пищеварения и ускорению тока крови.

Желтый цвет благотворно влияет на умственную деятельность, способствует повышению активности. Стимулирует зрение, мозг, нервы, успокаивает некоторые нервные состояния, создает веселость, способствует общительности.

Синий цвет, как правило, способствует развитию состояния настороженности. Это так называемый строгий цвет. Однако некоторые исследователи считают, что ярко-синий цвет может умиротворяюще действовать на психику.

Фиолетовый цвет при физическом и психологическом переутомлении может вызывать раздражительность, дополнительную усталость, испуг. Он способен возбуждать деятельность органов дыхания и сердца.

Итак, многолетние наблюдения и практический опыт показали, что цвет служит мощным стимулятором эмоционального и физического благополучия человека. При умелом использовании цвет благотворно влияет на людей независимо от возраста. Цвет может помочь снять стресс или нервное возбуждение, успокоить или же наоборот – активизировать работоспособность, поднять жизненный тонус организма. А ведь дети по своей природе более восприимчивы к многоцветью нашего мира и особо остро в нем нуждаются.

Поэтому целесообразно использовать специальный световой стол с песком. В его дно вмонтирована светодиодная подсветка, позволяющая проецировать изнутри различные световые эффекты, дополняющие рисунки на песке. Можно менять оттенки цветов подсветки (красный, синий, зелёный, желтый), их яркость, последовательность. Рисование на песке позволит ребёнку ощутить и выразить свои мысли и чувства, освободиться от переживаний. Подбирая оттенки цветов с учетом индивидуальных и психологических особенностей ребенка, можно в определенной мере управлять его активностью, ведь рисунки отображают переживания и настроение. Например, с раздражительностью хорошо справится с зеленый цвет.  Он является наиболее благоприятным, снижая зрительное напряжение, отдаляет наступление утомления. А с помощью подсветки красного цвета, можно избавиться от апатии, пробудить у ребенка активность. Однако старайтесь избегать долгого соприкосновения с данным цветом, т.к. иногда он способен вызвать нервное раздражение и даже агрессию. 

544834519l1k1fnrnjW665

Вы здесь: Главная Страница педагога Цветотерапия как средство воздействия на психоэмоциональное состояние дошкольника