Детский сад с.Ниновка

Белгородская область, Новооскольский район, с.Ниновка, ул.Победы, д.95а

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

pedagog nastavnik

В качестве средства снижения эмоционального напряжения в период адаптации используют песочную терапию. Игра с песком как способ развития и самотерапии ребенка известна с давних времен. Идея «терапии песком» была предложена швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии.  А русский педагог и писатель К.Д. Ушинский утверждал: «Самая лучшая игрушка для детей  – кучка песка». Песочная терапия представляет собой один из видов арт-терапии и сейчас очень актуальна в работе с детьми дошкольного возраста. Игры с песком снижают уровень нервно-психического напряжения, способствуют возникновению положительных эмоций, дают приятные ощущения, развивают различные рецепторы и являются эффективным способом снятия адаптационного стресса у детей. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности.  Как только дети видят песок, у них возникает естественное желание погрузить в него руки, ощутить прохладу, пропустить его между пальцев, и в результате негативные эмоции «уходят сквозь песок». Податливость песка будит желание созидать. Ребенок, играя в песке, один сюжет меняет на другой, следуя законам бытия: все приходит и все уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено, просто старое превращается в нечто иное, новое. При многократном переживании этого ощущения  достигается состояние душевного равновесия    

Игры с песком гармонично и интенсивно развивают мелкую моторику и тактильно-кинестетическую чувствительность ребенка как основу «ручного интеллекта». Кроме того, во время таких игр развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем поспособствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков детей. То есть это очень органичный для ребенка способ не только исследовать мир, но и выстраивать отношения –  способ привычный, хорошо знакомый. Ведь не секрет, что первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице у дома. Через игру в песок у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия и успешности, а также решаются задачи развития коммуникативных навыков, т.е. умения правильно общаться.

Например, чтобы снизить психофизическое напряжение детей можно использовать  игру «Здравствуй, песок!» Попросить детей поздороваться с песком любыми понравившимися способами: дотронуться до песка пальцами поочередно одной, потом другой руки, затем двух рук одновременно; сжать кулачки с песком и медленно высыпать его в песочницу; дотронуться до песка всей ладошкой; перетереть песок между ладонями. Предлагали описать свои ощущения: песок теплый, холодный, шершавый, влажный, сухой и т.д.

Игра «Песочный дождик» способствует  регуляции мышечного напряжения, расслаблению. Начиная игру, воспитатель предлагает показать детям песочный дождь. Они сидят с закрытыми глазами, положив ладошки на поднос с песком. Воспитатель сыпет песок поочередно на ладонь левой или правой руки. Ребенок называет её. Потом дети ссыпают песок из своего кулачка в формочку, на свою ладонь, на ладонь взрослого.

Интересно наблюдать детям, как сыплется песок в игре «Песочные художества». Для этого надо сделать конус из картона, оставив отверстие в его вершине и привязав к его краям веревочки. На этих веревочках заполненный песком конус, слегка раскачиваясь, делает узоры струйкой песка.

Сегодня появилась альтернатива обычному песку – это «космический песок». По своим свойствам он значительно отличается от того, который насыпают в песочницу. Космический песок создал российский производитель  как аналог зарубежного кинетического материала. Он схож и по свойствам и по внешнему виду с кинетическим песком из Швеции. В его составе большую часть (около 98%) составляет обычный кварцевый песок. К нему добавлено 2% полимерного связывающего вещества, которое производитель называет «космической магией». Это вещество придает массе пластичность и другие особые свойства. В то же время данный инновационный материал полностью безвреден для ребенка. В нем нет токсинов и не способны развиваться бактерии. Еще одно основное достоинство – длительный срок годности (3 года). Космический песок напоминает влажный морской песок, но имеет удивительные качества:

– он лепится, как мокрый песок и рассыпается, как сухой;

– пластичный и пористый;

– легко поддается лепке, легко собирается, удобен в хранении.

Играть с таким песком интересно и просто. Сначала для создания творческого настроя, можно дать детям  возможность подержать новый сыпучий материал в руках. Объяснить, что с ним можно по-разному манипулировать: пересыпать из одной руки в другую или с места на место совочком, рисовать линии, лепить разные фигурки. В последующие дни можно предложить детям множество вариантов игр с ним. Например, лепить из него разнообразные фигурки; оставлять на нем следы ладоней, предметов, штампов и др.; искать в песке «клад»; рисовать на нем палочкой; вырезать маленькие фигурки и считать их; сравнивать плоские и объемные изображения.

Поскольку помимо классического светло-коричневого песка в продаже есть данный материал голубого, желтого, фиолетового, розового и зеленого цвета, то в процессе игры дети могут соединять космический песок разного цвета, создавая при этом другие оригинальные оттенки и новые цвета. 

544834519l1k1fnrnjW665

Вы здесь: Главная Страница педагога Пескотерапия как средство снижения эмоционального напряжения