Детский сад с.Ниновка

Белгородская область, Новооскольский район, с.Ниновка, ул.Победы, д.95а

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

pedagog nastavnik

 В теоретическом и практическом плане существует большое многообразие классификационных моделей адаптации человека к изменяющимся условиям средыПри этом условно можно выделить следующие наиболее часто встречающиеся в психологической литературе виды адаптации: физиологическая, социальная, психологическая и психическая адаптация.

Физиологическую адаптацию можно охарактеризовать с одной стороны как гармонию и равновесие между окружающим миром и организмом, с другой стороны как гармонию и равновесие непосредственно внутри организма. Изучение физиологической адаптации имеет большое значение для понимания процессов саморегуляции организма, его взаимодействия с окружающей средой. Огромное значение имеют реактивность организма, его исходное функциональное состояние, в зависимости от них изменяются и ответные реакции организма на различные воздействия. В процессе физиологической адаптации проявляется пластичность нервной системы, позволяющая организму восстанавливать контакт и равновесие с изменившимися условиями среды. Под влиянием повторных и относительно длительных воздействий, совместимых с нормальной жизнедеятельностью, возникает адаптивная перестройка функций, которая раздвигает границы существования организма. Таким образом, физиологическая адаптация проявляется в состоянии здоровья ребенка младшего дошкольного возраста, т.е. он редко болеет, а все физиологические процессы проходят без осложнений.

Физиологическая адаптация тесно связана с психической адаптацией. Ф.Б. Березин отмечает, что при нарушении психической адаптации увеличивается «физиологическая цена», которую платит организм. Так как приспособление организма к окружающей среде происходит посредством психических, в большей степени познавательных механизмов. Отметим, что понятие психической адаптации очень схоже с понятием психологической адаптации. А потому нередко они отождествляются. Так, психологическая адаптация заключается в психологическом приспособлении ребенка к измененным условиям среды и в выработке модели поведения, адекватной  новым условиям. В результате дети активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками, включены в общие игры и совместную образовательную деятельность. Психическая адаптация выражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды. Адаптированные дети находятся в хорошем настроении, у них высокий уровень работоспособности, отсутствуют невротические реакции и аффективная возбудимость. Психическая адаптация является в наибольшей степени важным уровнем для обеспечения успешной адаптации ребенка в целом, так как механизмы адаптации в первую очередь имеют психическую природу. По мнению известного отечественного психиатра Ю.А. Александровского, адаптированная психическая деятельность является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья. В.В. Романов утверждает, что психологическая адаптация лежит в основе социальной адаптивности человека.  

Социальная адаптация – постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс активного приспособления индивида к условиям среды социальной, а также результат этого процесса. В качестве специфического признака социальной адаптации выделяются субъект-объектные отношения. Субъектом социальной адаптации является ребенок, объектом – социальное  окружение (среда). В этой взаимосвязи активны оба компонента, т.е. происходит взаимная адаптация. В результате достигается формирование самосознания и ролевого поведения, способности самоконтроля и самообслуживания, способности адекватных связей с окружающими. Адаптация к социуму выражается подчинением индивидуальных желаний нормам и правилам  дошкольного учреждения. Важно при этом понимать, что абсолютное подчинение индивидуальных потребностей требованиям социума приводит к нарушению других видов адаптации. Ведь социальная адаптация – это состояние гармонии между индивидом и социальной действительностью.

 

Вы здесь: Главная Страница педагога Виды адаптации