Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между возможностями личности и требованиями среды. К.Л. Печора, изучая процесс адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению, указала, что в период адаптации у ребенка возникает переделка ранее сформированных динамических стереотипов и, помимо иммунной и физиологической ломки, происходит преодоление психологических преград. Стресс может вызвать у ребенка младшего дошкольного возраста защитную реакцию в виде отказа от еды, сна, общения с окружающими, ухода в себя и др. Поэтому в нашей работе мы будем рассматривать адаптацию ребёнка к условиям детского сада как процесс активного приспособления к новым условиям с сохранением способности его организма к полноценному развитию.
При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период. Ребёнок с первых дней жизни в домашних условиях привыкает к определённому режиму, способу кормления, к семейному микроклимату и установленным способам общения с ним. В соответствии с данным ритмом жизни и требованиями окружающих его взрослых у ребёнка вырабатываются определённые привычки и навыки, стиль поведения. Поступление в детское учреждение, приводит к изменению целого ряда сложившихся привычек, перестройке сформированного стереотипа в режиме сна и питания, приёмов воспитания, характера общения со взрослыми. Возможности приспосабливаться у ребенка младшего дошкольного возраста ограничены. Процесс адаптации к новым условиям не у всех детей проходит легко и быстро. Он требует торможения ряда сложившихся связей и быстрого образования новых, что для ребёнка данного возраста является трудной задачей. Зачастую у детей младшего дошкольного возраста в этот период происходит нарушение аппетита, сна, эмоционального состояния, и, как правило, низкая сопротивляемость к заболеваниям. Остановимся подробнее на перечисленных выше параметрах:
|