Детский сад с.Ниновка

Белгородская область, Новооскольский район, с.Ниновка, ул.Победы, д.95а

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

pedagog nastavnik

В этот возрастной период разворачивается сюжетно-отобразительная игра, в которой есть место и подражанию (чему учили), и отображению (что ребенок перенес в игру из окружающей жизни), и воображению. В ходе игры дети используют предметы-заместители. Развитие речи, предварительный игровой опыт положительно сказываются на развитии игры детей. Дети могут теперь длительно играть в воображаемом плане. Это огромный прорыв в развитии их мышления. У ребенка появляется четкий внутренний план, которому он будет целенаправленно следовать. Например: «Сейчас погуляю со своей собачкой и построю ей машину!» — говорит ребенок.  Разрозненные действия постепенно начинают выстраиваться в определенной последовательности, составляющей сюжет (ребенок сам отыскал необходимые предметы, сам приготовил кашу, накормил куклу и пошел с ней гулять). Налицо элементы планирования, разнообразные переходы от одного действия к другому, творческий подход к реализации собственного замысла. В игре предметные действия постепенно отходят на второй план. Теперь они используются как дополнительный материал с целью развертывания игрового действия с сюжетными игрушкамиусложнения сюжета (дети покатали зверушек в машине, а потом начали строить им большие и маленькие дома, ходить друг к другу в гости).

Руководство игрой направлено на развертывание сюжета, знакомого детям по сказкам, жизненному опыту (встреча Нового года, поездка зверей в гости к бабушке-медведице с корзинами подарков: шоколадками (каштаны), конфетами (желуди), тортом (сложенные стопочкой листики). В ходе показа или совместных игр воспитатель делает акцент на проявлении личностных качеств персонажей (радость, разделенная с друзьями, щедрость, умение прийти на помощь, выразить сочувствие и т.п.). Напоминая последовательность действий, взрослый опирается на личный опыт малышей, предлагает вспомнить, что и как нужно сделать, обращает внимание на игру товарищей. Косвенные вопросы к детям заменяются вопросами, побуждающими к размышлениям: «Может, зайка хочет гулять?» и проблемными ситуациями: «Проснулась Оля печальная. Может, она кушать захотела, а может, заболела?»

Усложняется оснащение игры. В помещении группы выделяются специальные игровые зоны: кухня, спальня, гостиная. В кухне ставят стол, большую плиту, буфет с набором чайного и столового сервизов. В гостиной —диван, кресло, зеркало, телевизор, телефон, торшер используются не только как атрибуты игры, но и как предметы для развития диалогической речи малышей. В шкаф кладут комплект постельного белья, пижамы, рубашки, шорты, брюки, кофты. Летом выкладывают косынки разной цветовой гаммы, панамки, кепки, зимой—варежки, шарфы, шапочки. На вешалки вешают демисезонное пальто, шубы. В уголок ряжения подбирают мужскую и женскую одежду на крючках, молниях, кнопках, пуговицах, завязках. На зеркальный столик кладут расческу, разнообразную «парфюмерию», ставят шкатулку с бусами, рядом располагают зонты, сумочки, корзиночки и портфели. Дети могут по своему усмотрению наряжаться папой, мамой, дедушкой, бабушкой или красивой тетей.

Только в самом конце третьего года жизни дети начинают осознавать свою принадлежность к тому или иному полу, а пока в игре они уточняют поведение взрослого, связанное с половой идентификацией и составленное на основе собственных наблюдений (папа, читающий на диване газету; мама, стирающая белье; тетя, собирающаяся в гости и т.д.). Теперь в игре ребенок может обойтись без помощи взрослого. Малыш самостоятельно занимается выбранной игрушкой. Она побуждает его к игре, а он осваивает ролевое поведение. По собственному замыслу ребенок долго и увлекательно играет с куклой, принимает на себя роль заботливой мамы, отражая реальные события из собственной жизни. Кукле он отводит роль малыша (по сути роль самого себя), ухаживает за дочкой (сыном). Играя, малыш копирует поведение мамы: поучает, принимая характерные позы (скрещивает на груди руки, упирает их в бока и др.), порой ворчит на ребенка. Действуя и говоря за взрослого, малыш оставляет дочку (сына) в бездействии (ему еще трудно посмотреть на себя со стороны). Себя он называет собственным именем: «Коля тебя искупает!» или, если подскажет взрослый, может сказать: «Папа тебя искупает!» Развернуть сюжет вокруг взятой на себя роли без взрослого ребенок пока еще не может.

Взрослый помогает малышу осознать воображаемую ситуацию, обогащает ее, наделяя кукол яркими чертами: у каждой свое имя, свои пристрастия, наклонности, черты характера. В играх-показах взрослый знакомит ребенка с ролевым поведением папы, бабушки, дедушки и др., а также самого малыша. В совместных играх взрослый берет на себя ту или иную роль, например, деда, который надевает очки, ремонтирует стул, советуется с ребенком, что еще отремонтировать, чем помочь маме или бабушке по дому и т. п. Или взрослый берет на себя роль радушной тетушки, которая ведет ребенка и куклу в кафе. В другой раз он вступает в игру в качестве второй дочки и говорит за двоих: «Мама, мы хотим танцевать, играй нам на пианино!» Подробно рассказывает о своих радостных ощущениях от танцев, говорит от имени куклы, тем самым обогащая представления ребенка. Он заводит разговор с играющим ребенком с целью развития его дальнейших действий: «Как ты красиво наряжаешь свою Танюшку! У нее день рождения? А что ты ей подаришь? А кого вы пригласите? А меня пригласите? Что вы приготовили?» и т. п. Так постепенно малыш учится осознавать ролевые позиции, а взрослый помогает ему в этом: «Ты заботливая мама!» Приобретая игровой опыт, принимая воображаемую игровую позицию, у ребенка появляется устойчивая игровая мотивация. Теперь он может сам предварительно наметить замысел («Пойдем гулять в парк!»), отобрать необходимые атрибуты, воспользоваться предметами-заместителями (кегли — бутылочки с соком, колпачок — мороженое и т.п.), оценить результат («Все взяли? Пойдем!»).

Теперь задача взрослого — постепенно расширять круг знакомства детей с социальными ролями. Так, он одну за другой обыгрывает роль доктора, продавца, шофера, парикмахера, строителя. В игровом помещении появляются предметы, приближенные к реальным: стетоскоп для доктора, руль для шофера, весы для продавца, ножницы и расческа для парикмахера. В уголке ряжения воспитатель вешает белый халат, шапочку, в ящик стола кладет набор для парикмахера или сумочку для доктора, в которой есть все необходимое: градусник, вата, бинт, зеленка, йод. Но без помощи родителей воспитателю не обойтись. Они могут подробно рассказать ребенку о своей работе, сводить его к месту, где строится дом, рассказать о профессиях строителей (шофер, крановщик и др.), показать разные машины, обратить внимание на работу продавца, парикмахера и т. п. И воспитатель, и родители читают детям рассказы о ярких событиях из профессиональной деятельности взрослых. Родители после посещения поликлиники, магазина, почты и др. уточняют, что делают взрослые, какие предметы они используют в процессе работы. Понять профессиональные действия взрослых помогает игра в лото «Кому что нужно?», «Кто что делает?» и т. п. Например, знакомя детей с профессией врача, воспитатель берет на себя роль доктора и лечит куклу-дочку: измеряет температуру, осматривает, выслушивает, заглядывает в рот, уши, смазывает рану йодом, бинтует, может вызвать «Скорую помощь» и т.д. Взрослый подробно рассказывает детям о профессиональных действиях доктора. В следующий раз воспитатель расспрашивает маму (ребенка), чем заболел сын, что он пил, ел, как гулял, спал и т. п. Своей заинтересованностью он удерживает внимание ребенка, помогает ему осознать ролевое поведение. По предложению взрослого роли могут меняться. Теперь взрослый и кукла — пациенты, а ребенок выполняет роль врача. Ребенок-«доктор» может растеряться и перейти к однообразным действиям. Тогда взрослый вопросами, подробными обсуждениями состояния дочки помогает ребенку развивать сюжетную канву, накапливать социальный опыт.

После посещения ребенком поликлиники для обогащения сюжетной игры можно побеседовать с ним на эту тему (с кем ходил в поликлинику, что там делал, с кем познакомился и т. п.). Детям нравится отвечать на такие вопросы, как: «Не боишься ли ты ходить к врачу? Слушал ли тебя доктор? Показывал ли ты язык?» и т. п. Взрослый может сам рассказать о том, чем он болел, как его лечили и т. п. При знакомстве детей с профессией шофера можно попросить родителей накануне рассказать малышу о том, как нелегко водить машину, как много всего надо знать и т. п. В группе дети могут послушать увлекательный рассказ о шофере, рассмотреть соответствующую картину, принять участие в ее обсуждении. Взрослый все время находится в центре игры. Если он чуть отвлекается, дети теряют интерес к игре и расходятся. Таким образом, дети младше 2 лет 6 месяцев пока еще не могут самостоятельно выполнять социальные роли. Им легче даются роли близких взрослых. Игровые действия детей ограничиваются подражаниями взрослому, их ролевое поведение неустойчиво.

Трудности развития ролевого поведения у детей младше 2 лет 6 месяцев объясняются несколькими объективными причинами:

  • отсутствием социального опыта;
  • затруднениями, связанными с необходимостью в ходе игры выполнять действия и за себя, и за куклу-партнера;
  • трудностями в общении (ребенок может говорить только за себя).

Во второй половине третьего года жизни дети легко оперируют предметами-игрушками, активно развивается их речь, воображение, творчество, наглядно-образное мышление. Ребенок по собственной инициативе вступает в разговор с окружающими, высказывает собственные суждения, оперирует понятиями. Например, планируя игру, девочка обращается к кукле: «Сейчас сварю кашу, покормлю и пойдем играть». Подводит итоги собственных действий: «Взяли соску, бутылочку, теперь уходим гулять!» Взрослый предлагает детям и другой вариант развития игры, в которой действуют партнеры-сверстники. Сначала дети выполняют одинаковые роли (оба ребенка кормят своих дочек), подражают действиям друг друга, перекидываются отдельными фразами. Затем они начинают договариваться о распределении ролей. Один ребенок готовит обед и кормит дочку, говорит и от своего лица, и от лица куклы, другой купает и укладывает дочку спать. Вскоре дети уже могут распределять роли между собой и одновременно выполнять разные действия. Например, ожидая прихода гостей, один ребенок готовит обед, другой наряжает дочку-куклу.

Игровые ситуации без игрушек даются детям труднее. Например, дети договариваются, что папа пойдет в магазин, а мама будет готовить обед, и на этом игра заканчивается. Трудность перехода к сюжетно-ролевой игре обусловлена следующими обстоятельствами:

  • разным уровнем развития игровых действий детей. Распределить роли им помогает взрослый.

Например: Алиса-мама прихорашивается перед зеркалом, берет сумку, листы бумаги (деньги), 2 шпателя (ключи) и уходит в магазин за покупками. Рома-папа берет портфель и топчется на месте. Взрослый спрашивает: «Куда ты собрался?» Рома отвечает: «На работу», — и уходит следом за Алисой в магазин.

  • разным уровнем развития взаимоотношений.

Например: Лена обращается к Сереже, который сидит на стуле: «Давай, ты будешь царем, а я буду плясать». Сережа соглашается. Лена пляшет, напевая: «Ля-ляля!» Чуть погодя мальчик встает со стула, намереваясь уйти. «Царь, ты куда?» — удивляется девочка и слышит в ответ: «На работу!»

Сюжетно-ролевая игра (Н.Я. Михайленко) осуществляется на уровне управления, поскольку в ней происходит не только обмен действиями, но и построение определенных отношений, чем дети первых лет жизни еще не владеют. Вслед за взрослым дети часто говорят, что пойдут на работу, но где она находится, и чем они там будут заниматься, ответить затрудняются. Исключение составляют те малыши, в опыте которых есть игровые взаимоотношения со старшими детьми (в семье, во дворе и т. п.). Стойкие представления о профессии отмечаются у детей конца третьего — начала четвертого года жизни, которые длительное время вплотную соприкасаются со взрослым той или иной профессии.

Таким образом, умение детей развертывать сюжет игры, наличие внутреннего плана действий, развитие произвольности, воображения, начал творчества, а также первые проявления наглядно-образного мышления готовят малышей к переходу к следующему виду деятельности — к сюжетно-ролевой игре.

Об уровне развития сюжетной игры детей третьего года жизни свидетельствуют следующие показатели:

  • овладение сюжетно-отобразительной игрой;
  • наличие ролевого поведения, воображения и творчества;
  • наличие в игре элементов планирования, разнообразных переходов от одного действия к другому.

Ведущий способ игрового действия в этом возрасте — отображение с элементами подражания и широким привлечением предметов-заместителей.

Источник: https://www.bsu.edu.ru

544834519l1k1fnrnjW665

 

Вы здесь: Главная Страница педагога Развитие сюжетно-отобразительной игры детей третьего года жизни