Детский сад с.Ниновка

Белгородская область, Новооскольский район, с.Ниновка, ул.Победы, д.95а

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

pedagog nastavnik

 Образовательная программа ДОО состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации ФГОС ДО. Обязательная часть образовательной программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Объем обязательной части образовательной программы составляет не менее 60% от ее общего объема. В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений образовательной программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы. Объем данной части составляет не более 40%. В образовательной программе выделяют три раздела, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Первый раздел – целевой. Данный раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы.

Пояснительная записка раскрывает:

-цели и задачи реализации программы, которые направлены на обеспечение требования ФГОС ДО. Цель и задачи ООП ДО можно формулировать, используя текст ФГОС ДО (п.п. 2.1 и 1.6). Кроме того, цель и задачи ООП могут быть дополнены в соответствии с реализацией приоритетного направления деятельности ДОО;

-принципы и подходы к формированию ООП. В основе реализации ООП дошкольного образования лежит культурно-исторический и системно-деятельностные подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС, который предполагает:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество ДОО с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным номам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей;

-значимые для разработки и реализации ООП характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Описывая данный пункт в пояснительной записке, важно представить структуру групп ДОО (количество групп и количество детей) и особенности контингента (основные характеристики воспитанников – возрастные и индивидуальные).

Реализация образовательных задач осуществляется в определенных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности – как сквозных механизмах развития ребенка):

1) в младенческом возрасте (2 месяца -1 год) – непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

2) в раннем возрасте (1 год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действие с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

3) для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игр; коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослым и сверстниками); познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; изобразительная (рисование, лепка, аппликация); музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями), формы активности ребенка.

Пояснительную записку ООП ДО можно дополнить такой информацией, как характеристика приоритетного направления деятельности ДОО; перечень нормативно-правовых документов, которые учитывались при разработке ООП, а также указать другие особенности построения образовательного процесса (режим работы ДОО, группы и пр.).

Планируемые результаты освоения ООП конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития детей), а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга) и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

-ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами; стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

-использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и др.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания, стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

-владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых, знает названия окружающих предметов и игрушек;

-стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях, появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

-проявляет интерес к сверстникам, наблюдает за их действиями и подражает им;

-проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку, эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

-у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

-ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего, в игре; ребенок владеет разными формами и видами игр, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться правилам и социальным нормам;

-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

-у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности; во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Второй раздел – содержательный. Данный раздел представляет общее содержание ООП, обеспечивающее полноценное развитие личности ребенка.

Содержательный раздел ООП включает в себя:

  • Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.

Рассмотрим кратко содержание работы по реализации образовательных областей.

1) «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляциисобственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

2) «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображение и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

3) «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

4) «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

5) «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующие правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнение основных движения (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

  • Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации ООП с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

Организация образовательного процесса строится с учетом закономерностей психологического развития ребенка в период дошкольного детства: неравномерность, скачкообразность развития детей, ярко прослеживающиеся в разные периоды детства. Психофизиологические особенности детей от 0 до 3 лет (выделенные Н.М. Аксариной): интенсивность физического развития, взаимосвязь физического и психического развития, повышенная ранимость организма, недостаточная функциональная зрелость органов и систем, повышенная эмоциональность, впечатлительность, подражательность, сенсомоторная потребность, потребность в общении, недостаточная функциональная зрелость нервной системы к воздействию внешней среды, недостаточная подвижность нервных процессов. Психофизиологические особенности детей от 3 до 7 лет: повышенная эмоциональность, открытость миру, любознательность, обостренная потребность в справедливости.

Полноценное развитие ребенка осуществляется в определенных социальных условиях жизни ребенка, в процессе общения и деятельности; обеспечение личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, ориентация на общечеловеческие ценности, введение детей в мир культуры, установление сотруднических отношений с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности требует отбора содержания образования, применение средств и методов, обеспечивающих целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. В наибольшей степени эффективному познавательному развитию способствует интеграция содержания образования в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей. Интеграция содержания образования означает объединение обобщенных понятий, которые являются общими для разных образовательных областей и создание новой целостной системы понятий. Использование интеграции детских видов деятельности наравне с интеграцией содержания делает образовательный процесс интересным  содержательным.

Интеграция пронизывает все структурные составляющие образовательного процесса, а именно:

-реализация целей и задач воспитания и развития личности на основе формирования целостных представлений об окружающем мире;

-установление межвидовой и внутривидовой интеграции – связей между содержанием разделов образовательной области и связей внутри этих разделов;

-построение системы применяемых методов и приемов в организации образовательной работы;

-обеспечение взаимосвязи и взаимопроникновения видов детской деятельности и форм их организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной деятельности детей.

Одним из признаков современной модели образовательного процесса является педагогическая поддержка, которая выражается:

-в педагогически целесообразном применении воспитывающих и обучающих воздействий педагога на детей;

-в организации педагогом игровых, познавательных и проблемных ситуаций, ситуаций общения, обеспечивающих взаимодействие детей межу собой;

-в создании атмосферы эмоционального позитива, одобрения и подчеркивания положительных проявлений детей по отношению к сверстнику и взаимодействию с ним;

-в организации комфортного предметно-игрового пространства, обеспечивающего удовлетворение игровых, познавательных, коммуникативных, эстетических, двигательных потребностей, инициацию наблюдения и детского экспериментирования.

  • Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей в случае, если эта работа предусмотрена ООП.

Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в ООП, если планируется ее освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья. Данный раздел содержит специальные условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе механизмы адаптации ООП для указанных детей, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушения их развития.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование должны быть направлены на:

-обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении ООП;

-освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья ООП, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и образовательных потребностей, социальной адаптации.

Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих ООП в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.

В содержательном разделе ООП должны быть представлены:

-особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;

-способы и направления поддержки детской инициативы;

-особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Общеизвестно, что семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического и культурологического развития общества. Работа ДОО с родителями воспитанников направлена на информирование родителей о соответствии развития ребенка задачам, поставленным в ООП по основным линиям развития (здоровье и физическое развитие, познавательно-речевое развитие; социально-личностное развитие; художественно-эстетическое развитие); о результатах освоения ООП, полученных при проведении психолого-педагогической диагностики, которые сообщаются родителям в процессе индивидуального общения.

Передача информации реализуется как при непосредственном контакте педагога с родителями, так и с использованием дополнительных средств коммуникации (телефон, Интернет и др.);

-иные характеристики содержания ООП, наиболее существенные с точки зрения авторов ООП.

Третий раздел – организационный содержит описание условий реализации ООП, т.е. материально-техническое обеспечение, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Часть ООП, формируемая участниками образовательных отношений, включает различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть ООП должна учитывать образовательные потребности, интерес и мотивы детей, членов их семей и педагогов, в частности, может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившейся традиции ДОО или группы.

Источник: https://www.bsu.edu.ru

544834519l1k1fnrnjW665

Вы здесь: Главная Страница педагога Структура ООП ДОУ