Виды театрализованных игр
Игры-драматизации Драматизация — разыгрывание ребёнком литературной или сказочной истории или сценария по мотивам стихотворения, потешки, фольклорного произведения. Классический вариант игры-драматизации предполагает запоминание и озвучивание ребёнком-артистом готового текста роли, но допускается и свободный вариант творческой игры «на свой лад» без предварительной проработки. Образ создаётся с помощью интонации, выразительной мимики и жестикуляции, пластики движений. Если они проводятся с использованием театральной атрибутики (сцена, декорации, костюмы и т. д.), то называются театрализациями. Режиссёрские игры Режиссёрская игра — ребёнок управляет игрушками, марионетками или их аналогами, произносит слова за «актёров» и одновременно является рассказчиком. Режиссёрские игры могут быть как индивидуальными, так и коллективными, требующими согласованности действий и творческих идей. Классификация режиссёрских игр: Кукольный театр (настольный, напольный, стендовый). Используются как готовые, изготовленные промышленным способом, так и куклы ручной работы, созданные из бумаги, картона, подручного, природного, бросового материала. |
Игры для детей раннего возраста |
Пальчиковый театр
«Коза-хлопота» Для проведения этой игры потребуется пальчиковая кукла – коза. Её надевают на указательный палец руки и, медленно поворачивая из стороны в сторону и давая возможность малышам хорошо её рассмотреть, читают потешку: Коза-хлопота День-деньской занята. Ей – травы нащипать, Ей – на речку бежать, Ей – козляток стеречь, Малых деток беречь, Чтобы волк не украл, Чтоб медведь не задрал, Чтобы лисонька-лиса Их с собой не унесла. Игра повторяется, но роль водящего выполняет ребёнок. При этом взрослый помогает малышу запомнить и понять содержание потешки. |
«Баю-баюшки-баю»
Для проведения этой игры потребуется 2 пальчиковые куклы: малыш и волк. Их надевают на указательные пальцы обеих рук. Движение кукол совершают в ритме песенки. Последние строчки колыбельной произносят строгим тоном, осуждая действия волка: Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю. Придёт серенький волчок, Он ухватит за бочок. Он ухватит за бочок И потащит во лесок. И потащит во лесок Под ракитовый кусток. К нам, волчок, не ходи, Нашу Машу не буди. Игра повторяется ещё раз. Взрослый читает ещё раз колыбельную, побуждая ребёнка проговаривать за ним слова. |
«Курочка-тараторочка»
Для проведения этой игры потребуется 3 пальчиковые куклы: курочка и два цыплёнка. Взрослый надевает на указательный палец правой руки фигурку курочки, а на указательный палец и на мизинец левой руки – фигурки цыплят. Все движения кукол должны соответствовать тексту потешки: Курочка-тараторочка По двору ходит, Цыпляток водит, Хохолок раздувает, Деток потешает. |
«Мышка, мышка, что не спишь» Для проведения этой игры потребуется 2 пальчиковые куклы в виде мышат, желательно разных цветов. Фигурки мышат надевают на указательные пальцы обеих рук. Взрослый покачивает куклой в ритм потешки, вначале одной, затем второй. 1-я мышка Мышка, мышка, что не спишь, Что соломою шуршишь? 2-я мышка Я боюсь уснуть, сестрица, Кот усатый мне приснится! По желанию детей игра проводится 2-3 раза. Впоследствии можно предложить роль одного из мышат ребёнку. |
Театр рукавичек Кукол для театра рукавичек можно изготовить из старых варежек, варежек-прихваток. С такими куклами дети с удовольствием играют и в своей самостоятельной деятельности. «У медведя во бору» Для проведения этюда по русской народной сказке потребуются 2 рукавички с изображением Маши и медведя. Маша У медведя во бору Грибы-ягоды беру, А медведь лежит И на нас ворчит. Медленно ведите Машу. Остановите её. Медведь Кто в лесу гуляет? Покачивайте медведем. Кто мне спать мешает? Игра повторяется несколько раз (по желанию). |
«Шла собака» Для проведения этого этюда потребуются 2 рукавички: одна для взрослого, другая для малыша. На большой рукавичке – взрослая собака, на маленькой – щенок. Чётко произнося текст потешки, нужно медленно вести собаку в её ритме. Этот этюд направлен на приобщение детей к совместной игре и на побуждение к звукоподражанию (лай собачки). Шла собака через мост, Четыре лапы, пятый хвост, Если мост провалится, То собака свалится. |
Театр резиновой игрушки «Курочка-рябушечка» Для проведения этюда потребуется резиновая игрушка курочка. Взрослый читает несколько раз потешку. Нужно выучить с ребёнком потешку наизусть и прочитать её по ролям (ребёнок в роли курочки). Затем можно поменяться ролями, предложив малышу роль ведущего. Курочка-рябушечка Ведущий. Курочка-рябушечка, Куда ты пошла? Ребёнок. На речку. Ведущий. Зачем ты пошла? Ребёнок. За водичкой. Ведущий. Курочка-рябушечка, Зачем тебе водичка? Ребёнок. Цыпляток поить. Ведущий. Курочка-рябушечка, Как цыплятки просят пить? Ребёнок. Пи-пи-пи, пи-пи-пи! |
«Киска» Для проведения этого этюда понадобится резиновая игрушка кошки. Взрослый читает потешку, управляя игрушкой кошки, а потом вместе с ребёнком заучивает стихотворение наизусть. Затем предлагает попробовать ребёнку жалобным голосом произнести реплику кошки. Можно разыгрывать вместе с малышами потешку по ролям, а по окончании нужно не забыть похвалить ребёнка за удачно сыгранную роль. Идёт кисонька из кухни, У ней глазоньки опухли. - О чём, кисонька, ты плачешь? - Как мне, кисоньке, не плакать, Повар пеночку слизал, Да на кисоньку сказал. |
Игры для детей дошкольного возраста |
«Эхо» Важно менять интонационную окраску при чтении текста. Мы бродили тёмным бором, Мы спросили дружно хором: - Дома ль бабушка Яга? Лес ответил нам: - Ага! Текст повторяется, заменяется лишь наречие - как спросили? – «Дружно; тихо; грозно; трусливо; смело…» |
«Старичок» Прочесть стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Через мимику, жесты ребёнку предлагается передать черты характера главного героя, имитируя также состояния и действия, о которых говориться в стихотворении. «Жил на свете старичок Маленького роста, И смеялся старичок Чрезвычайно просто: Ха-ха-ха, да хе-хе-хе, Хи-хи-хи, да бух-бух! Бу-бу-бу, да бе-бе-бе, Динь-динь-динь, Да трюх-трюх! Раз, увидев паучка, Страшно испугался Но, схватившись за бока, Громко рассмеялся: Хи-хи-хи, да ха-ха-ха, Хо-хо-хо, да гуль-гуль! Ги-ги-ги, да га-га-га, Го-го-го, да буль-буль! А увидев стрекозу, Страшно рассердился, Но от смеха на траву Так и повалился: Гы-гы-гы, да гу-гу-гу, Го-го-го, да бах-бах, Ой, ребята! Не могу! Ой, ребята! Ах, ах! |
«Жадный пёс» Через мимику и жесты передать черту характера (жадность). Читаем стихотворение В. Квитко: «Жадный пёс дрова принёс, Воды наносил, тесто замесил, Пирогов напёк, спрятал в уголок, И съел сам – гам, гам, гам!» Ребёнок имитирует состояние и действия, о которых говориться в стихотворении. |
«Страшный зверь» Через пантомиму передавать черты характера и поведения персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный). Читаем стихотворение В. Семерина «Страшный зверь». Распределив роли, действуем по тексту: «Прямо в комнатную дверь, Проникает хищный зверь! У него торчат клыки И усы топорщатся- У него горят зрачки- Испугаться хочется! Может это львица? Может выть волчица? Глупый мальчик крикнул: - Рысь!! Храбрый мальчик крикнул: - Брысь!» |
«Угадай ситуацию» Игра на развитие творческого воображения и фантазии с использованием элементов костюмов, реквизита, масок. Ребёнок с использованием реквизита и элементов костюма «создаёт ситуацию из какой-либо сказки». Взрослый угадывает. |
Вернуться назад -> |
Детский сад с.Ниновка
Белгородская область, Новооскольский район, с.Ниновка, ул.Победы, д.95а