Детский сад с.Ниновка

Белгородская область, Новооскольский район, с.Ниновка, ул.Победы, д.95а

pedagog nastavnik

Лаборатория детской игры

Виды театрализованных игр

Игры-драматизации

Драматизация — разыгрывание ребёнком литературной или сказочной истории или сценария по мотивам стихотворения, потешки, фольклорного произведения.  Классический вариант игры-драматизации предполагает запоминание и озвучивание ребёнком-артистом готового текста роли, но допускается и свободный вариант творческой игры «на свой лад» без предварительной проработки. Образ создаётся с помощью интонации, выразительной мимики и жестикуляции, пластики движений. Если они проводятся с использованием  театральной атрибутики (сцена, декорации, костюмы и т. д.), то называются театрализациями.

Режиссёрские игры

Режиссёрская игра — ребёнок управляет игрушками, марионетками или их аналогами, произносит слова за «актёров» и одновременно является рассказчиком. Режиссёрские игры могут быть как индивидуальными, так и коллективными, требующими согласованности действий и творческих идей.

Классификация режиссёрских игр:

Кукольный театр (настольный, напольный, стендовый). Используются как готовые, изготовленные промышленным способом, так и куклы ручной работы, созданные  из бумаги, картона, подручного, природного, бросового материала.

 Игры для детей раннего возраста
Пальчиковый театр

«Коза-хлопота»

Для проведения этой игры потребуется пальчиковая кукла – коза. Её надевают на указательный палец руки и, медленно поворачивая из стороны в сторону и давая возможность малышам хорошо её рассмотреть, читают потешку:

Коза-хлопота

День-деньской занята.

Ей – травы нащипать,

Ей – на речку бежать,

Ей – козляток стеречь,

Малых деток беречь,

Чтобы волк не украл,

Чтоб медведь не задрал,

Чтобы лисонька-лиса

Их с собой не унесла.

Игра повторяется, но роль водящего выполняет ребёнок. При этом взрослый помогает малышу запомнить и понять содержание потешки.

«Баю-баюшки-баю»

Для проведения этой игры потребуется 2 пальчиковые куклы: малыш и волк. Их надевают на указательные пальцы обеих рукДвижение кукол совершают в ритме песенки. Последние строчки колыбельной произносят строгим тоном, осуждая действия волка:

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придёт серенький волчок,

Он ухватит за бочок.

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок.

И потащит во лесок

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Нашу Машу не буди.

Игра повторяется ещё раз.

Взрослый читает ещё раз колыбельную, побуждая ребёнка проговаривать за ним слова.

«Курочка-тараторочка»

Для проведения этой игры потребуется 3 пальчиковые куклы: курочка и два цыплёнка. Взрослый надевает на указательный палец правой руки фигурку курочки, а на указательный палец и на мизинец левой руки – фигурки цыплят. Все движения кукол должны соответствовать тексту потешки:

Курочка-тараторочка

По двору ходит,

Цыпляток водит,

Хохолок раздувает,

Деток потешает.

«Мышка, мышка, что не спишь»

Для проведения этой игры потребуется 2 пальчиковые куклы в виде мышат, желательно разных цветов. Фигурки мышат надевают на указательные пальцы обеих рук. Взрослый покачивает куклой в ритм потешки, вначале одной, затем второй.

1-я мышка

Мышка, мышка, что не спишь,

Что соломою шуршишь?

2-я мышка

Я боюсь уснуть, сестрица,

Кот усатый мне приснится!

По желанию детей игра проводится 2-3 раза.

Впоследствии можно предложить роль одного из мышат ребёнку.

Театр рукавичек

Кукол для театра рукавичек можно изготовить из старых варежек, варежек-прихваток. С такими куклами дети с удовольствием играют и в своей самостоятельной деятельности.

«У медведя во бору»

Для проведения этюда по русской народной сказке потребуются 2 рукавички с изображением Маши и медведя.

Маша

У медведя во бору

Грибы-ягоды беру,

А медведь лежит

И на нас ворчит.

Медленно ведите Машу. Остановите её.

Медведь

Кто в лесу гуляет?

Покачивайте медведем.

Кто мне спать мешает?

Игра повторяется несколько раз (по желанию).

«Шла собака»

Для проведения этого этюда потребуются 2 рукавички: одна для взрослого, другая для малыша. На большой рукавичке – взрослая собака, на маленькой – щенок. Чётко произнося текст потешки, нужно медленно вести собаку в её ритме. Этот этюд направлен на приобщение детей к совместной игре и на побуждение к звукоподражанию (лай собачки).

Шла собака через мост,

Четыре лапы, пятый хвост,

Если мост провалится,

То собака свалится.

Театр резиновой игрушки

«Курочка-рябушечка»

Для проведения этюда потребуется резиновая игрушка курочка. Взрослый читает несколько раз потешку.  Нужно выучить с ребёнком  потешку наизусть и прочитать её по ролям (ребёнок в роли курочки). Затем можно поменяться ролями, предложив малышу роль ведущего.

Курочка-рябушечка

Ведущий. Курочка-рябушечка, Куда ты пошла?

Ребёнок. На речку.

Ведущий. Зачем ты пошла?

Ребёнок. За водичкой.

Ведущий. Курочка-рябушечка,

Зачем тебе водичка?

Ребёнок. Цыпляток поить.

Ведущий. Курочка-рябушечка,

Как цыплятки просят пить?

Ребёнок. Пи-пи-пи, пи-пи-пи!

«Киска»

Для проведения этого этюда понадобится резиновая игрушка кошки. Взрослый читает потешку, управляя игрушкой кошки, а потом вместе с ребёнком заучивает стихотворение наизусть. Затем предлагает попробовать ребёнку жалобным голосом произнести реплику кошки. Можно разыгрывать вместе с малышами потешку по ролям, а по окончании нужно не забыть похвалить ребёнка за удачно сыгранную роль.

Идёт кисонька из кухни,

У ней глазоньки опухли.

- О чём, кисонька, ты плачешь?

- Как мне, кисоньке, не плакать,

Повар пеночку слизал,

Да на кисоньку сказал.

Игры для детей дошкольного возраста

«Эхо»

Важно менять интонационную окраску при чтении текста.

Мы бродили тёмным бором,

Мы спросили дружно хором:

- Дома ль бабушка Яга?

 Лес ответил нам:

 - Ага!

Текст повторяется, заменяется лишь наречие - как спросили? –  

«Дружно; тихо; грозно; трусливо; смело…»      

«Старичок»

Прочесть стихотворение Д. Хармса «Весёлый старичок». Через мимику, жесты ребёнку предлагается передать черты характера главного героя,  имитируя также состояния и действия, о которых говориться в стихотворении.

«Жил на свете старичок

Маленького роста,

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:

Ха-ха-ха, да хе-хе-хе,

Хи-хи-хи, да бух-бух!

Бу-бу-бу, да бе-бе-бе,

Динь-динь-динь,

Да трюх-трюх! 

Раз, увидев паучка,

Страшно испугался

Но, схватившись за бока,

Громко рассмеялся: 

Хи-хи-хи, да ха-ха-ха,

Хо-хо-хо, да гуль-гуль!

Ги-ги-ги, да га-га-га,

Го-го-го, да буль-буль! 

А увидев стрекозу,

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился:

Гы-гы-гы, да гу-гу-гу,

Го-го-го, да бах-бах,

Ой, ребята! Не могу!

Ой, ребята! Ах, ах!  

«Жадный пёс»

Через мимику и жесты передать черту характера (жадность). Читаем стихотворение В. Квитко:

«Жадный пёс дрова принёс,

Воды наносил, тесто замесил,

Пирогов напёк, спрятал в уголок,

И съел сам – гам, гам, гам!»

Ребёнок имитирует состояние и действия, о которых говориться в стихотворении.

«Страшный зверь»

Через пантомиму передавать черты характера и поведения персонажей (смелый, трусливый, глупый, осторожный). Читаем стихотворение  В. Семерина «Страшный зверь».  Распределив роли, действуем по тексту:

«Прямо в комнатную дверь,

Проникает хищный зверь!

У него торчат клыки

И усы топорщатся-

У него горят зрачки-

Испугаться хочется! 

Может это львица?

Может выть волчица?

Глупый мальчик крикнул:

- Рысь!!

Храбрый мальчик крикнул:

- Брысь!»

«Угадай ситуацию»

Игра на развитие творческого воображения и фантазии с использованием элементов костюмов, реквизита, масок. Ребёнок с использованием реквизита и элементов костюма «создаёт ситуацию из какой-либо сказки». Взрослый угадывает.

 Вернуться назад ->
Вы здесь: Главная Родителям дошкольника Лаборатория детской игры Родителям дошкольника Театрализованные игры