Детский сад с.Ниновка

Белгородская область, Новооскольский район, с.Ниновка, ул.Победы, д.95а

pedagog nastavnik

Лаборатория детской игры

Ранний возраст
Сюжетно-отобразительная игра

Уже в первой половине второго года жизни дети начинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к отражению практических смысловых связей между ними, то есть к обыгрыванию доступных пониманию ребенка сюжетов из его жизни. Игра становится сюжетно-отобразительной. Характерной чертой сюжетно-отобразительной игры является стремление многократно повторять те или иные игровые действия. Например, девочка может измерить кукле температуру: поставить ей под мышку палочку, вынуть, посмотреть, определить температуру и снова поставить градусник. В других случаях дети, вытерев куклу после купания, начинают снова ее мыть и т. д.

У детей третьего года жизни преимущественно сохраняется характер отобразительных игр, но действия становятся более разнообразными. В них отражаются уже не только манипуляции с предметом. Каждое сюжетное действие само по себе имеет свою логику: зайчик шел - «топ-топ»; упал и хнычет - «ой-ой»; кушает - «ням-ням». Однако комбинируются они в произвольной последовательности.

Развитие игры в раннем детстве происходит в связи с возникновением роли, которую берет на себя ребенок, выполняя то или иное действие. Но дети при этом еще не называют себя именем взрослых, чьи действия они выполняют в игре. Сначала ребенок начинает называть себя своим собственным именем, чтобы понять, что именно он произвел действие, в дальнейшем, с развитием игровой деятельности дети начинают обозначать свои действия другим именем - ролью. Первые зачатки роли проявляются лишь в самом конце раннего детства. 
Вот некоторые методы и приемы, помогающие детям овладеть игровыми действиями в ролевых играх:

  • Чтобы привлечь внимание, например, к кукле, начните сами играть с ней: покачайте её, покормите.
  • Показывайте ребенку возможность переноса игровых действий на другие объекты (можно не только куколку возить в коляске, но и медвежонка или зайчонка).

  • Вовлекайте ребенка в игру: «Я буду кормить мишку, а ты корми куклу» или «Я умою куколку, а ты её вытри полотенцем».

  • Предлагайте ребенку игровые ситуации: «Давай ты будешь мамой, а я дочкой».

  • Показывайте последовательность действий, способствуя появлению замысла игры: «Кукла хочет кушать. Но сначала нам надо сварить ей кашу. А потом мы её покормим».

  • Предлагайте ребенку играть с предметами – заместителями: «Вот ложечка (палочка)», «Посмотри, какую вкусную котлетку я сделала (камешек)», «К нам пришёл котенок (кусок меха)».

  • Расширяйте игровые действия ребенка. Если ребенок строит только башенки из кубиков, покажите, как построить поезд, ворота, лесенку и т.п.

  • Помогайте малышу придумать и обыграть какой-нибудь сюжет с его «постройками» из конструктора или кубиков: «Машинистом поезда пусть будет зайка, а кого мы посадим в вагончики? Давай, звери поедут в гости к кукле Кате, она у нас будет жить в домике, который ты построил».

  • Подсказывайте малышу следующий поворот сюжета: «Кукла уже наелась. Она хочет покататься на машинке».

  • Придавайте конкретизацию содержанию игры: «А что будет Катя пить – чай или молоко?», «Мне кажется, мишке холодно. Ему надо надеть шапку».

  • Усложняйте содержание игры «А теперь пусть наша Катя сядет на лошадку и поедет кататься!»

  • Создавайте «проблемные» ситуации: «У зайчика нет домика», «Бельчонок заблудился, не может найти маму. Что же делать?» и т.д. Старайтесь ставить перед ребенком игровые задачи, решения которых он должен найти сам. Но не бойтесь и сами предложить вариант развития сюжета: «Катя упала и плачет! Давай, ее поднимем, утешим и вместе с нею песенку споём!»

  • Используйте в играх элементы сказок: стройте домики для трех поросят, помогайте заселить зверей в теремок и т.д.

  • Побуждайте использовать в играх речь: «Что ты делаешь?», «Что ест куколка?», «Спроси у мишки, он будет есть суп», «Спой кукле колыбельную: «Баю – бай»» и т.д.

Сюжетно-отобразительный этап игры детей второго и третьего года жизни создает возможность для перехода к сюжетно-ролевой игре. Высший этап игры дошкольников - сюжетно-ролевая игра.
Дошкольный возраст
Сюжетно-ролевые игры
«Семья» или «Дочки-матери»

Любимая детская сюжетно-ролевая игра. Распределите роли. Войти в роль помогут ролевые атрибуты: одежда, игрушки, личные вещи и т. д. Важно перед началом игры проговорить основные действия той или иной роли. Проецирование на себя ролей матери и отца увлекает малышей в неизведанный мир взрослых. Они пытаются самостоятельно понять и ощутить чувства взрослых, одевая, кормя, баюкая и укладывая спать кукол, обсуждая друг с другом «взрослые» проблемы воспитания детей. В «Семью» можно играть по-разному. Все зависит от фантазии. А что если теперь вы поменяетесь местами? Ваши дети станут родителями, а вы детьми. Как они будут с вами разговаривать. Удивительно, во время этой игры вы сможете посмотреть на ваши отношения со стороны, увидеть плюсы и недостатки. Поймёте, как видит ваше общение ваш ребенок.

«Магазин»

Вариантов игры несколько. Продавать можно все что угодно, а для оплаты можно использовать фантики, мелкие железные деньги, старые визитки отца, или сделать «деньги» из нарезанных листов бумаги разного размера, тем самым повторив счет. «Продукты» раскладывать на витрине, складывать их в сумку или пакет, взвешивать, проверять «штрих код», рисовать ценники. Можно попросить ребенка не называть товар, который он хочет купить, а лишь давать ему описание. Тогда игра станет стимулятором развития речи.

«День рождения»

Еще одна игра, в которую дети часто играют - это организация праздника. От родителей чаще всего нужна пара подсказок, мотивирующая идея и руководство в самом начале игры. Для организации дня рождения нужны: именинник – ребёнок, кукла, либо кот.  А ещё торт – или что-то, что будет выступать в этой роли, набор посудки, муляжи или даже настоящие продукты. Надо накрыть стол скатертью и сделать правильную сервировку. Распределить, где кто будет сидеть. Вежливо пригласить к столу, предложить угощение. Ребёнок почувствует себя самостоятельным, поймёт, как должен вести себя хозяин и как нужно вести себя в гостях.   

«Парикмахерская»

Дети обоих полов увлеченно будут менять имидж «клиента». Вы можете стать моделью, которой ребенок сделает прическу. В качестве «клиента» парикмахера может выступить и кукла. При этом обязательно обсудите правила поведения и культуру общения.

«Больница»

Всем известная сюжетно ролевая игра. Мама приводит ребенка-куклу на прием к врачу. Доктор осматривает малыша, используя различные медицинские инструменты (слушает дыхание, проверяет глазки и ушки, меряет температуру), а после делает ему укол. Для игры нужны куклы, набор доктора или предметы-заместители. Иногда пациентом становится младший ребенок, а врачует его старший, но бывает по-разному.

«Ветеринарная клиника»

Используя тот же комплект доктора, вместо кукол можно лечить игрушечных животных.

«Путешествие на поезде (автобусе или самолете)»

Для этого можно выставить все имеющиеся в доме стулья и расположить их в детской комнате. Один из детей становится пилотом или проводником, в то время как другой ребенок сидит с куклами и мягкими животными в других креслах. Для создания атмосферы распечатайте билеты.

«Поход»

Для этого не обязательно иметь какой-то специальный реквизит. Достаточно рюкзака и пледа. Проиграйте, как вы выходите из дома, куда вы идете, как будете устанавливать палатку, как будете ночевать под открытым небом. Для создания атмосферы включите звуки природы (звуки леса или моря). Такая сюжетно-ролевая игра - отличный повод рассказать, как безопасно себя вести в лесу, у реки и т.д. Поговорите и про бережное отношение к окружающей среде.

«Автомойка»

Разрешите ребёнку помыть игрушечные машинки в ванной. Дайте ему губку, мыло, ведёрко. В летнее время года вы можете разрешить устроить автомойку на свежем воздухе для велосипеда и самоката. 

 Вернуться назад ->
Вы здесь: Главная Родителям дошкольника Лаборатория детской игры Родителям дошкольника Сюжетно-ролевые игры