Детский сад с.Ниновка

Белгородская область, Новооскольский район, с.Ниновка, ул.Победы, д.95а

pedagog nastavnik

Лаборатория детской игры

 Игры для детей раннего возраста

«Кошкин дом»
Взрослый показывает, как делать постройку из 4-х кубиков одного цвета и размера . Возьму кубик, еще кубик... Затем читаем стишок: 

Тили-бом! Тили-бом!
Вот построили мы дом!

Затем ставим наверх кошку и говорим:
Киска на домике сидит,
И на нас с тобой глядит.
Мяу-мяу — говорит.
- А теперь Ванечка построит для киски домик. Возьми кубик, еще кубик... Что построили? Домик. Кто в домике живет? Киска. Как киска говорит? Мяу-мяу.

«Дом для собачки»
Взрослый показывает, как делать постройку из 4-х кубиков одинаковой величины двух цветов, при этом называя цвет кубиков: "Я возьму желтый кубик, еще желтый кубик, сверху красный кубик, еще красный кубик". 

Вот построили мы дом!
Тили-бом! Тили-бом!
Кто же будет жить в нем?
Показываем собачку: "Кто это? Собачка. Она будет в домике жить". Ставим наверх постройки игрушку: "Как говорит собачка? Гав-гав. А теперь Сонечка построит дом для собачки. Возьми желтый кубик, еще желтый кубик, затем красный кубик, еще красный кубик. Что построили? Домик". Ребенок сажает собачку на домик, взрослый читает стихотворение:
К нам пришла собачка,
Умная собачка!
С Сонечкой играет,
Очень громко лает: гав-гав-гав!

«Жёлтый домик из для петушка»

Взрослый ставит на пол 2 кубика, контрастных по размеру, но одного основного цвета. Показывает ребёнку большой кубик со словами: «Посмотри, это кубик! Какой большой кубик! Вовочка, дай мне маленький кубик, это маленький кубик.  Взрослый берет маленький кубик и ставит его на большой кубик, а наверх домика ставит петушка и говорит:

«Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что ты рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

Ку-ка-ре-ку!»

Как петушок песенку поет? Вовочка, возьми большой кубик, теперь маленький кубик. Молодец. Прилетел петушок и запел: "Ку-ка-ре-ку!"

«Дорожка для матрешки»
Взрослый напоминает ребёнку, как они во время прогулки ходили по дорожкам и предлагает построить дорожку для матрешки. Показывает и объясняет, как плотно прикладывать кирпичики друг к другу узкой короткой гранью, как их выравнивать. Акцентировать внимание на зеленом цвете. Учить игровым действиям. Построив дорожку, можно украсить её по краям елочками, погулять по ней с матрешкой.

«Дорожка широкая»
Взрослый предварительно делает две дорожки - одну зеленую, такую, как ранее делали, другую красную, широкую. Говорит: “Давай будем строить новую дорожку”. Показывает и объясняет, что кирпичики нужно прикладывать друг к другу по-другому (длинной гранью).
«Кирпичик к кирпичику, кирпичик к кирпичику, вот и получается дорога! По нашей дороге поедет машина. Би-би-би!» 

«Стул для матрешки»
Взрослый показывает матрешку и говорит: «Матрешка долго гуляла, очень устала, надо построить ей стульчик. Возьмем кубик, рядом кирпичик, вот так. Получился стул. Села матрешка на стул, отдыхает. А теперь ты построй стульчик для её младшей сестрички. Возьми кубик, затем кирпичик. Что получилось? Стульчик. Посади свою матрешку отдыхать. Матрешки отдохнули и говорят нам "спасибо".

«Диван»

Рассмотреть постройку для показа, взрослый объясняет, как построить диван из двух кирпичиков (к кирпичику, поставленному на узкую длинную грань, приставить кирпичик, положенный плашмя.) Предлагает поиграть с мишкой и читает стихотворение:

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает, песенки поет.
Мишка долго шел по лесу к детям в гости, он устал, сел на диван: посижу, отдохну, а теперь можно и поспать. Мишка проснулся и говорит: «Спасибо, а теперь в лес пойду». 
«Кровать»
Взрослый показывает, как строить кроватку из 3-х кирпичиков: "Положу кирпичик, а теперь поставлю кирпичики на короткую грань, вот так. Получилась кроватка. Пришла матрешка, очень ей хочется спать. Увидела кроватку, обрадовалась и легла спать". Читаем стихотворение:
Баю-баю-баю,
Куколку качаю.
Куколка устала.
Целый день играла.

«Машина»
Взрослый показывает и объясняет: “На кирпичик я положила кубик. Получилась машинка. На машинку села матрешка и поехала машинка! Би-би-би! А теперь навстречу этой машинке поедет другая машина. Как ее надо строить? Построив машины, покатать на них маленьких кукол, матрешек и др. игрушки.

Поехали машины. Как машины гудят? 

Би-би-би, - гудит машина,
Дайте, дайте пассажира!

«Заборчик»
Предложить построить заборчик. Показа приемов можно не давать, а ограничиться указаниями: «Поставь сначала кирпичик, а теперь кубик, затем снова кирпичик. Что теперь возьмем? (Кубик). А теперь все кубики и кирпичики поставь сам, чтобы получился длинный забор». На красивый забор влетел петушок и запел: «Ку-ка-ре-ку!» Как запел петушок? 

«Башенка низкая и высокая»
На столе построить две башни (синего и красного цвета) из кубиков и призмы. Башни должны быть разной высоты. «Что это? (башня). Какая это башня? (Высокая). А каким она цветом? (Красным). Правильно, это высокая, красная башня. А что можно сказать про эту башню? (она низкая, синяя). К нам пришла матрешка, погуляла у высокой красной башни, пошла к низкой синей. А теперь построй свои башни, и к ним тоже придут матрешки и будут гулять около башен». После того как ребёнок построит башенки, спросить: «Маша, какая у тебя башенка?» Предложить поиграть с матрешками около своих башенок.

«Гараж»

У взрослого на столе построен гараж, рядом стоит игрушка - автомобиль. Он обращается к ребёнку: «Посмотри, я построила гараж. Это дом для машины. Гараж. Посмотрите, что есть у гаража: стены, крыша, двери. А окна у гаража есть? Нет. Из каких деталей построена крыша? (Из кирпичиков). Из чего построены стены? (Тоже из кирпичиков). Сейчас мы поставим машину в гараж. Она едет по дорожке, но никак не может заехать в гараж. Почему? Догадался? Да, двери очень узкие. Может быть, туда войдёт вот эта машина? (Показывая маленькую). Саша, попробуй поставить эту машину в гараж. Этот гараж, оказывается, для маленькой машины. А для большой мы сейчас построим. Что вначале будем строить? (Стены). Да, я поставлю кирпичики пошире, чтобы большая машина могла войти в гараж - стены готовы. Что ещё надо построить? (Крышу). Теперь будем накладывать кирпичики вот так, это будет крыша. Построй для своей машины такой гараж, чтобы она поместилась там. Придумай, что ещё можно сделать у гаража (двери, заборчик).

«Лесенка из кубиков и горка»
Заранее построить на столе лесенку из 6 кубиков с приставленной к ней призмой. «Что я построила? (Лесенку). Из чего построила? (Из кубиков). Сегодня будем катать куколку с горки. Где стоит куколка? (Внизу). Пошла она по ступенькам: раз, два, три, поднялась наверх. Где куколка стоит? (Наверху). И покатилась кукла вниз:
Крепче, куколка держись,
Покатилась с горки вниз!
Давай для других игрушек строить горки. Возьмем один кубик, сверху ставим еще кубик и еще кубик, затем к нижнему кубику приставляем кубик, а сверху ставим кубик, затем к нижнему кубику поставляем еще кубик, получилась лестница. Встала матрешка внизу и пошла по ступенькам: раз, два, три и поднялась наверх. Где матрешка? (Наверху). Высоко стою, далеко гляжу. А теперь приставим призму, получилась горка». 

 Игры для детей дошкольного возраста

«В мире фантастики»

Предложить ребёнку пофантазировать, помечтать и построить фантастический город на другой планете, придумать ему название и как будут называться жители. Учить планировать предстоящую работу, выполнять задуманное.

«Какая постройка рассыпалась?» 
Взрослый показывает ребенку карточку с разбросанными по полю геометрическими фигурами (фигуры наклеены) и предлагает найти карточку с постройкой из таких же фигур. Сначала на выбор дается две карточки с постройками, затем количество карточек увеличивается. 

«Мастерская форм» 
1. Предложить ребёнку выложить из счётных палочек геометрические фигуры по образцам. Образцами являются различные прямоугольники, квадраты, треугольники. 
2. Предложить выложить из палочек различные предметы по условиям. Например: треугольник из 3-х палочек, 5-и, 6-и; прямоугольник из 6-и, 8-и; домик из 6-и, 11-и и т.д. 

«Разные дома» 
Для игры понадобятся 4 карточки с контурными изображениями построек сложной формы (дома с разными крышами, пристройками). По три детализированных картинки к каждой схеме. В каждой картинке есть небольшое расхождение со схемой: отличие в форме крыши одной из пристроек, в расположении пристроек, в их высоте и др. Взрослый рассказывает, что однажды строители строили по чертежу дома и допустили небольшие ошибки. И хоть дома получились красивые, они все же немного отличались от чертежа. Предлагает рассмотреть каждую постройку и найти неточности. Показывает первую схему и картинку к ней, предлагает найти ошибку. Затем показывает следующую картинку к этой же схеме, потом третью. Далее переходят ко второй схеме и рассматривают последовательно ещё три картинки. 

«Конструируем из палочек» 
Предложите ребёнку палочки разной длины, попросите отобрать самые длинные, покороче и самые короткие. Выложите из палочек по предложению ребенка какую-нибудь фигурку. Затем дайте ребенку карточку, рассмотрите с ним контуры предметов, пусть он узнает их, назовет. Потом предложите выложить любую фигурку. В процессе работы закрепляйте названия знакомых геометрических фигур, которые будут возникать в процессе выкладывания. Попросите выложить палочками фигурки по собственному замыслу. 

«Построй по схеме»

Вспомните с ребёнком строительные детали, которые он знает, продемонстрируйте их свойства. Покажите карточку, спросите, что на ней изображено, предложите рассмотреть, и сказать, из каких деталей постройка. Попросите соорудить из строительных деталей такую же постройку. Важно, чтобы детали были изображены в натуральную величину. 

«Посчитай и сконструируй» 
Ребёнку показывают рисунок с изображением роботов из геометрических фигур. Взрослый предлагает сосчитать роботов. Просит выбрать любого робота, рассказать, из каких фигур он составлен, сколько на него пошло одинаковых фигур-деталей. Затем ребёнка просят выложить из геометрических фигур понравившиеся изображения. 

«Моделирование по схеме» 

Ребёнку предлагают две карты: на одной изображены геометрические фигуры, на другой - схемы сооружений. Дается задание - отобрать по схеме необходимые фигуры и приступить к моделированию. Задание можно усложнить, предложив вместо геометрических фигур строительные детали. 

 Вернуться назад ->
Вы здесь: Главная Родителям дошкольника Лаборатория детской игры Родителям дошкольника Строительно-конструктивные игры